Народная стратегия: «Мезенская житница» собирает первый урожай
Народная стратегия: «Мезенская житница» собирает первый урожай

«Народная стратегия» - так называется современная проектная методика управления и социального проектирования, разработанная «Школой активизации гражданственности» (ШАГ). С декабря 2014 года проект «Народная стратегия» реализуется в Архангельской области, результатом чего стало появление порядка 150 проектных инициатив, формирование команд, становление института координаторов проектов. Рассказывает Сергей Лебедь - координатор, юрист, начинающий фермер и инициатор проектов «Мезенская житница» и крестьянско-фермерское хозяйство в деревне Дорогорское. 

Молодые фермеры из Мезенского района решили возродить, по словам Сергея Лебедя, производство сельхозпродукции. В этом году хозяйство получило господдержку –1,345 млн руб. на закупку 500 килограммов саженцев чеснока. В ноябре озимый чеснок посадят «на пробу».

Занялись и картошкой: этой весной посадили около тонны. Сейчас начинающие фермеры собрали первый урожай, порядка 10 тонн картофеля. Пока рассматривают его не как товар, а как инвестицию - посадят будущей весной. На будущее же уже есть договоренность о сбыте трехсот тонн картофеля.

- В сельской местности натуральное хозяйство - это практически единственное, чем могут зарабатывать жители, - пояснил координатор. - Но главная проблема, с которой сталкивается человек, который начинает заниматься этим делом, - куда сбыть продукцию. Мы в своем проекте пытаемся найти для всех сельхозпроизводителей Мезенского района рынок сбыта.

Кроме того, по словам Сергея Лебедя, если проект будет успешно реализован, в районе может появиться своя животноводческая ферма по разведению лошадей уникальной местной мезенской породы.

- К нам обратилась автор проекта по восстановлению численности мезенок, которые известны своей выносливостью и неприхотливостью. Сейчас в районе осталось около 400 таких лошадей, - уточнил Лебедь.

Самая же глобальная задача, на которую замахиваются авторы проекта - стимулировать развитие сельского хозяйства в районе и создать оптово-распределительный центр местной сельхозпродукции. 

Лебедь и его партнеры уже начали работу по брендированию: они считают, что вся продукция, выращенная частными хозяйствами Мезенского района, должна продаваться под брендом «Экологически чистый продукт, выращенный в Мезенском районе».

Добавим, что в сентябре инициаторы проекта «Мезенская житница» опробовали технику, приобретенную благодаря выигранному гранту. Александр Житов из с.Дорогорское приобретает трактор, плуг, косилку, картофелекопалку, окучник и картофелесажалку. Все - благодаря выделению дополнительных бюджетных средств для реализации фермерских проектов.

Справка

Проектная методика «Народная стратегия» нацелена на активизацию инициатив населения, вовлечение жителей городов и районов в процесс стратегирования будущего своих территорий и проектную деятельность. «Образ будущего», который конструируют участники специальных стратегических сессий, представляющие разные группы населения, через цепочку технологических звеньев порождает проектные инициативы. Формируются команды, кристаллизуется новый актив. Его концентрат – лидеры и координаторы проектов.

Отметим, свои проектные идеи команды реализуют во взаимодействии с институтами власти, начинается прямой диалог. Таким образом, официальная стратегия развития региона дополняется народной, исходящей из потребностей жителей. Строить «три в одном» - жизнь своей территории, свой проект и собственную жизнь - таков фундамент «Народной стратегии».

В декабре 2014 года проект начал реализовываться в Архангельской области, при поддержке главы региона Игоря Орлова. Оператором по работе с народными инициативами стала Корпорация развития. Первые стратегические сессии состоялись в молодежной аудитории, затем перешли в муниципалитеты и профессиональные сообщества. Сформированы институциональные инструменты поддержки проектных команд и нового актива. Это смотры проектов (на них инициаторы презентуют проекты представителям власти, финансовых институтов, бизнес-сообществ, находят партнеров), координационный совет координаторов (КСК), слеты координаторов, форум «Народная стратегия», акселератор, институт уполномоченных Корпорации развития в районах. Также местные инициативники получили возможность взаимодействовать с экспертами из ведущих институтов развития бизнеса.