Диалог с Губернатором: от слов к делу. Рабочая сессия молодежи
Послание Губернатора Архангельской области И. А. Орлова Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области

04.03.2014

Уважаемый Виктор Феодосьевич!

Уважаемые депутаты Архангельского областного Собрания!

Уважаемые представители органов власти, науки, культуры, бизнес-сообщества, местного самоуправления!

Уважаемые земляки!

Задачи, которые стоят перед Архангельской областью, являются составной частью задач общенациональных, сформулированных Президентом страны в ежегодном Послании Федеральному Собранию и в майских Указах. Выполнение этих задач не только обязанность, но и дело чести для каждого из нас. Хороший дом создается, а не покупается. И без определенных усилий тут не обойтись. А результатом наших усилий должно стать повышение качества жизни всех жителей региона.

В 2013 году был задан необходимый темп реализации майских указов Президента. Достигнутые результаты говорят о верности выбранного направления. Но это только начало пути.

Совершенствование социальной сферы – одна из наших первостепенных задач. Под этим предполагается:

во-первых, повышение качества предоставляемых услуг;

во-вторых, повышение престижа профессии педагога, медицинского работника, работника сферы культуры и сферы социального обеспечения;

и в-третьих, достойная оплата труда работников бюджетной сферы.

Настало время, когда эффективная работа в социальной сфере должна строиться не на одностороннем вложении денег, а на совместном использовании экономических и общественных инструментов. Это предусматривает: внедрение эффективного контракта, развитие социально ориентированного бизнеса и некоммерческих организаций, развитие конкуренции, создание системы независимой оценки качества работы, повышение ответственности человека за свое здоровье и образование.

В последние годы многое удалось сделать для развития здравоохранения. Реализация майских указов Президента в учреждениях здравоохранения прежде всего была связана с увеличением размера оплаты труда медицинских работников.

Но сегодня назрела необходимость переходить на эффективный контракт с каждым работником, а на уровне медицинских организаций - внедрять новые способы оплаты медицинской помощи, например, подушевое финансирование. Деньги «должны идти» за пациентом – этого принципа надо придерживаться страховой медицине. Только так получится увязать качество медицинской помощи с уровнем оплаты труда конкретного работника. Ведь именно повышение качества здравоохранения является ключевой задачей для медицины региона на 2014 год.

Должна быть создана система независимой оценки и рейтинга деятельности всех лечебно-профилактических учреждений области. Включиться в процесс оценки качества медицины могут сами жители Поморья, используя общественные площадки и современные технологии. Показателем эффективности этой работы станет повышение доверия населения к медицине.

У министерства здравоохранения Архангельской области нет второстепенных задач. Так, в 2014 году медицинские организации должны обеспечить прохождение диспансеризации для 172 (ста семидесяти двух) тысяч северян.

На особый контроль поручаю взять строительство в столице Поморья перинатального центра на базе Архангельской областной клинической больницы.

Для эффективного использования имеющихся ресурсов в здравоохранении будем развивать государственно-частное партнерство, в том числе аутсорсинг. И начало 2014 года уже ознаменовано запуском одного такого проекта «Новая скорая и неотложная помощь».

В региональной системе образования за последний год произошли позитивные перемены: повышается заработная плата педагогическим работникам, значительные средства предусматриваются на создание современных условий обучения. И это также - результат исполнения майских указов Президента.

Наш следующий шаг - повышение качества работы образовательных организаций, создание системы независимой оценки качества их деятельности. И здесь также важна роль общественной экспертизы. Надо понимать, что такая работа предполагает обоюдную ответственность за принимаемые решения.

Важным фактором, влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала. Система оплаты труда и аттестации педагогических работников должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие. Поручаю министру образования и науки совместно с областным институтом открытого образования в первом полугодии текущего года разработать программу развития дополнительного профессионального образования педагогических работников на среднесрочную перспективу.

В 2013 году мы впервые получили значительные федеральные средства (580 млн. рублей) на создание дополнительных мест в детских садах, в том числе на строительство новых зданий дошкольных учреждений. В планах на текущий год – открыть ещё более 1000 мест в дошкольных учреждениях области. Органам местного самоуправления, министру образования и науки совместно с министерством промышленности и строительства следует принять все необходимые меры, чтобы до 1 января 2016 года очередность в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет была ликвидирована.

Контроль и информационную доступность обеспечит введение в действие региональной информационной системы «Электронная очередь в детские сады». Министерству образования и науки совместно с муниципальными органами управления образованием необходимо в первом квартале текущего года организовать электронный учёт детей, не посещающих детские сады.

В 2013 году утверждена «дорожная карта» по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот. Перед региональным министерством образования и созданным в январе текущего года Общественным Советом опекунов и приемных родителей стоят задачи: наладить сотрудничество с институтами гражданского общества, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями по вопросам защиты детей-сирот, профилактики социального сиротства. Назрела потребность в создании службы сопровождения выпускников интернатов и центра содействия семейному устройству детей-сирот.

Очередная задача, адресованная министерству образования и науки, касается подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на предприятиях региона. Следует разработать программу взаимодействия со всеми ведущими промышленными предприятиями области. Для этого необходимо рассмотреть вопрос об изменении или дополнении перечня профессий начального профессионального и высшего образования теми специальностями, подготовка по которым в регионе не проводится.

Кроме того, министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области поручаю обеспечить реализацию мероприятий по временному трудоустройству безработных молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование; совместно с министерством образования продолжить работу по формированию и ведению автоматизированного банка данных о выпускниках, имеющих среднее профессиональное образование.

«На плечи» министерства труда, занятости и социального развития в 2014 году возложен ряд неотложных задач. Следует обеспечить реализацию мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов путем возмещения затрат работодателям на создание специальных рабочих мест с привлечением средств федерального и регионального бюджетов.

Далее. В связи с потребностью создания системы независимой оценки качества социальных учреждений поручаю министру:

- поддерживать общественные инициативы, активно привлекать социально-ориентированные некоммерческие организации и индивидуальных предпринимателей к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;

- обеспечить участие учреждений социального обслуживания в конкурсах социальных проектов и различных грантах на региональном, федеральном и международном уровнях с целью привлечения дополнительного внебюджетного финансирования.

Считаю, что необходимо предусматривать адресный подход к каждому, кто нуждается в помощи. Пожилые люди должны получать услуги, которые им необходимы, а не те, которые могут предоставить социальные службы. При этом – что особенно важно – качество данных услуг должно неуклонно повышаться.

В этом году продолжим поиск новых форм и методов предоставления социальных услуг: патронаж как форма социального сопровождения инвалидов, в том числе граждан, страдающих психическими расстройствами; приемная семья для пожилых людей; профессиональная опека для одиноких недееспособных граждан; предоставление проживающим в отдаленных населенных пунктах выездной срочной помощи мобильными бригадами. Без комплексного подхода к решению проблем пожилых людей и инвалидов, без участия в этом всех уровней власти, общественных организаций невозможно достичь кардинального улучшения и изменения ситуации в регионе.

2014 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом культуры. Культура так или иначе охватывает практически все стороны жизни и должна дать новый мощный импульс активизации событийного туризма в регионе, развитию самобытных коллективов и народных художественных промыслов Архангельской области.

Человеку не дано выбирать родину. Но природные, исторические, культурные связи создают ту почву, на которой произрастают духовные традиции народа. И именно они являются объединяющим началом. Каждое культурное достижение народа – это единый, общий колодец, из которого черпают силы все поколения. Здесь заложены целые века труда, страдания, борьбы, молитвы, мысли наших предков. Питая культуру, этот духовный колодец не позволяет превратиться народу в исторический мусор.

Поэтому так важно сохранять и развивать те традиции, которые нас обогащают, которые укрепляют наш дух и делают причастными к истории своего народа. Одним из способов передачи народного духа является наш региональный проект - «Созвездие северных фестивалей».

В этом году мы должны выйти на новый уровень в его реализации, расширить границы фестиваля, более активно привлекать к участию общественные некоммерческие организации – писателей, художников, бизнесменов, гостей, туристов - всех заинтересованных и творческих людей. Важно учесть возможности для реализации творческих потребностей каждого жителя!

Такая ответственная - патриотическая - миссия в Год культуры возлагается на министерство культуры Архангельской области.

В 2013 году было обеспечено повышение заработной платы работников культуры и искусства, улучшена материальная база учреждений культуры не только за счет региональных средств, но и с привлечением федеральных. И сейчас необходимо привлекать федеральные средства на финансирование мероприятий по организации мобильных библиотек, гастрольных, музейных и выставочных проектов.

Населению нужны новые возможности для качественного и комфортного отдыха. Поручаю министру культуры обеспечить создание новой концертной площадки на базе концертного зала Архангельского музыкального колледжа, открытого после реконструкции, и использовать создание Дома народного творчества для координации деятельности самодеятельных народных коллективов, поддержки и развития муниципальных учреждений культуры. Необходимо обеспечить завершение строительства Школы искусств в Няндоме. Также поручаю до конца года открыть в Гостиных Дворах для жителей и гостей нашей области новый раздел постоянной экспозиции краеведческого музея «Архангельск – первый порт Российского государства».

Архангельская область обладает уникальным сочетанием природных, историко-культурных, географических особенностей, открывающих широкие возможности для закрепления региона на туристской карте России.

Прав был Фёдор Абрамов: «У Севера потаённая, скрытая красота, но именно эта красота и покоряет навсегда!» Наша общая задача - раскрыть красоту северного края для всех людей – и земляков, и гостей.

2013 год для регионального туризма стал стратегически важным: принято решение о федеральной поддержке развития инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров в Каргопольском и Устьянском районах. Проекты должны стать своеобразным «локомотивом» для привлечения финансирования по линии других федеральных целевых программ, а также предоставления дополнительной государственной поддержки региональным инвесторам. Поручаю региональному агентству по туризму и международному сотрудничеству во взаимодействии с профильными министерствами обеспечить подготовку и начало реализации проектов с перспективой трансляции разработанной модели государственно - частного партнерства на все муниципальные образования Архангельской области. При этом считаю, особое внимание должно быть уделено вовлечению в туристский оборот прибрежных территорий Белого моря, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, развитию межрегиональных и трансграничных туристских маршрутов.

Полагаю, что важно уделить внимание развитию внутреннего детско-юношеского туризма. Поручаю руководителю агентства по туризму наладить систему информирования населения о возможностях отдыха детей и молодежи, реализации турпутевок с пребыванием на территории области. Вовлечение детей и молодежи в сферу туризма станет важным элементом формирования геопатриотизма и духовного здоровья молодого поколения.

Не менее актуально и физическое здоровье детей, молодежи и всех жителей области. Поэтому необходимо продолжить строительство новых современных физкультурно-оздоровительных комплексов, доступных для населения спортивных площадок.

Во-первых, уже в этом году ввести в эксплуатацию после масштабной реконструкции стадион детской юношеской спортивной школы №6 в Архангельске. Во-вторых, завершить первый этап строительства регионального лыжно-биатлонного центра в Устьянском районе. Третье, ввести в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс в Северодвинске.

Министерству по делам молодежи и спорту совместно с органами местного самоуправления, заинтересованными общественными организациями, клубами и учреждениями реализовать ряд региональных и муниципальных проектов по созданию инфраструктуры для развития детско-юношеского спорта. А именно, до 1 июня разработать и начать реализацию Концепции развития детско-юношеского спорта.

Уважаемые коллеги!

При определении приоритетов в развитии экономики области мы должны, прежде всего, максимально использовать имеющийся у региона потенциал. А он велик. Это наше географическое положение, природные ресурсы, возможности промышленных предприятий, образовательных и научных учреждений, культурное наследие.

Стратегической целью инвестиционной политики Архангельской области является создание максимально комфортных условий для старта и ведения бизнеса на территории области, а также формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов.

В 2013 году мы начали работу по внедрению Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Утвержден Порядок проведения оценки регулирующего воздействия. Обращаю внимание всех исполнительных органов власти: документы, затрагивающие интересы предпринимателей и инвесторов, должны проходить всестороннюю оценку. Да, это усложняет процедуру подготовки и согласования проекта актов для разработчиков, но дает существенный эффект в виде роста доверия граждан и бизнеса к решениям власти, снижение издержек реализации принимаемого документа.

Впереди еще большая работа в рамках внедрения Стандарта. Основным шагом здесь должно стать утверждение инвестиционной стратегии до 2020 года. В ближайшее время проект этого важнейшего документа будет представлен к публичному обсуждению. Приглашаю всех заинтересованных лиц принять участие в этой работе.

В области должен быть сформирован план создания объектов инфраструктуры, необходимой для инвесторов. Ведущая роль в этой работе отведена министерству экономического развития. Отраслевым исполнительным органам власти, муниципалитетам поручаю предоставить информацию, необходимую для формирования этого плана.

Хочу заострить внимание на том, что внедрение требований Стандарта должно быть не «галочкой» в отчете, а реально исполняемыми действиями, которые обеспечат повышение инвестиционной привлекательности региона.

Акценты в части повышения инвестиционной привлекательности переносятся и на муниципальный уровень. Готовится к внедрению с 2014 года Стандарт деятельности органов местного самоуправления по созданию благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях. А это тоже зона ответственности минэкономразвития с активным участием органов местного самоуправления по привлечению инвестиций на территорию и выстраивания взаимодействия с потенциальными инвесторами.

Не секрет, что развитие экономики и отношение населения к государству напрямую зависит от количества административных процедур, с которыми они сталкиваются и которые порой превращаются в барьеры. Оценивать работу министров и руководителей ведомств я буду по количеству сокращенных административных процедур. Поэтому каждый орган власти области должен иметь четкий план действий по их снижению. Если они установлены федеральным законодательством, то соответствующие инициативы по оптимизации должны быть подготовлены и направлены на федеральный уровень.

Поручаю взять работу по сокращению административных барьеров на особый контроль Минэкономразвития области, межведомственной комиссии по устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательству, рабочей группе по снижению административных барьеров на территории Архангельской области в сфере строительства при активном взаимодействии с уполномоченным по защите прав предпринимателей.

Коллеги! Сегодня заметно возросло внимание федеральной власти к такому явлению как «социальное предпринимательство». В своем Послании Президент Российской Федерации в качестве одной из мер по реализации «майских указов» назвал развитие реальной конкуренции в социальной сфере, открытие бюджетной сферы для некоммерческих организаций и социально ориентированного бизнеса.

В феврале текущего года на заседании Правительства Архангельской области была принята Концепция развития социального предпринимательства в Архангельской области до 2020 года. В связи с этим поручаю исполнительным органам государственной власти в 2014 году приступить к её реализации и об итогах доложить в конце года на заседании Правительства.

Еще одним важным посылом Президента в Послании стало предложение о возврате федеральных налогов в течение трех лет тем субъектам, которые активно вкладывают свои средства в создание промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов. В свете этого считаю необходимым организовать работу по созданию на территории Архангельской области как минимум одного промышленного парка. С этой задачей я обращаюсь к министерству экономического развития и министерству промышленности и строительства с привлечением к содействию органов исполнительной и законодательной власти, а также представителей бизнес-сообществ.

Состояние дел в агропромышленном комплексе, его развитие и его будущее волнует всех, поскольку все мы являемся потребителями сельскохозяйственной продукции. Отрасль до конца не избавилась от традиционных проблем. Она по-прежнему малопривлекательна для частных инвесторов, имеет высокий износ основных фондов и технологическую отсталость.

Назрела необходимость устойчивого развития местного производства продовольствия и сырья. Основная задача министерства агропромышленного комплекса и торговли, обозначенная в майских указах, заключается в увеличении объемов инвестиций в сельское хозяйство, доли высокоёмкой продукции и производительности труда, а также в создании новых рабочих мест.

Для решения поставленных задач необходимо повышать эффективность господдержки за счет предоставления субсидий экономически и технологически эффективным хозяйствам, обозначив данные хозяйства в виде лидеров экономики отрасли. Мы должны обеспечить им поддержку.

Кроме того, учитывая высокую социальную значимость сельхозпредприятий на труднодоступных территориях, поручаю министру агропромышленного комплекса и торговли внести предложения о дополнительной поддержке данной категории хозяйств.

При этом, развитие аграрного сектора исключительно за счет государственной поддержки невозможно, особенно в условиях текущей экономической ситуации. Министерству требуется усилить работу по поиску потенциальных инвесторов, в том числе из организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, создавая максимально благоприятный инвестиционный климат на селе.

В рамках государственной программы развития сельского хозяйства необходимо стимулировать выпуск той местной сельскохозпродукции, которая способна конкурировать с привозной. Это охлажденное мясо, пастеризованная молочная продукция с ограниченным сроком годности, товарное яйцо и элитный семенной картофель.

Считаю, что мы должны объединить усилия тружеников села, депутатов областного Собрания, Правительства области для поиска вариантов занятости в производстве каждого гектара сельскохозяйственных угодий, чтобы все производственные мощности, которые выбыли из сельскохозяйственного оборота в течение последних лет, с помощью частного капитала и государственной поддержки начали работать на благо региона, обеспечивая создание рабочих мест, достойную оплату труда сельских тружеников и улучшение условий жизни на селе.

В целях сохранения конкурентных преимуществ потребительской кооперации Архангельской области, как важного элемента социально-экономического механизма, насущной задачей для минэкономразвития совместно с министерством агропромышленного комплекса и торговли, органами местного самоуправления является реализация мероприятий, направленных на развитие перспективных производств в области заготовки сельхозпродукции и пищевой переработки, включая формы имущественной и финансовой поддержки.

Уважаемые коллеги! В 2013 году проделана очень важная работа, направленная на сохранение в Архангельской области открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот». Правительство региона вошло в состав акционеров и совет директоров предприятия и получило возможность участвовать в принятии решений. Это гарантирует исполнение инвестором социально-экономических обязательств, предусмотренных акционерным соглашением. И сейчас – время плодотворного сотрудничества с собственником.

Агентству по рыбному хозяйству при поддержке Архангельского областного Собрания депутатов следует обеспечить приоритетный законный доступ населения прибрежных территорий Архангельской области к водным биологическим ресурсам путём внесения соответствующих изменений в законодательство в сфере рыболовства.

Руководителю агентства по рыбному хозяйству поручаю обеспечить реализацию новых форм поддержки предпринимательства в сфере товарного рыбоводства на территории Архангельской области в целях создания новых рабочих мест, расширения ассортимента продукции и увеличения объемов производства.

Анализируя работу реального сектора экономики, следует остановиться на вопросах лесного комплекса. В прошлом году прозвучала оценка ситуации в этом секторе. За это время открыт новый лесопильный завод в Цигломени, семеноводческий центр и производство в Устьянах, производство гранул на ЛДК № 3, завершено строительство бумагоделательной машины в г. Коряжме. Все это - высокопроизводительные рабочие места, соответствующий уровень профессионализма и производственной культуры.

Но нужно продолжать этот процесс, чтобы качественно выполнить задачи, поставленные «майским» указом Президента в сфере экономики. Поручаю министру природных ресурсов и лесопромышленного комплекса провести ревизию инвестиционных программ в ЛПК - как заявленных, так и реализуемых. Если у инвесторов, кроме грандиозных планов, ничего нет «за душой», то зачем отдавать лес под обещания? Прошу выстроить грамотную инвестиционную политику в лесопромышленном комплексе, нацеленную на углубление переработки леса на территории области, расширение сфер применения нашего природного богатства.

Следует также уделить внимание малому лесному бизнесу. В отличие от крупных промышленников, у предпринимателей меньше финансовых ресурсов и возможностей, но уже сегодня около четверти продукции лесопиления производится в этом секторе, причем только здесь выпускается широкий ассортимент товаров с высокой добавленной стоимостью.

Такие предприятия нужно всемерно поддерживать, в том числе лесными ресурсами, несмотря на то, что сегодня малый лесной бизнес оказался за рамками федерального законодательства. Не призываю к нарушению законов, но нестандартные решения возможны.

Законодательной власти с привлечением соответствующих министерств предлагаю продумать дополнительные меры поддержки бизнеса промышленного сектора, который способен к саморазвитию, к наращиванию производства, к «белым» зарплатам.

В сфере строительства ключевыми задачами для нас по-прежнему остаются рост жилищного строительства и развитие местной индустрии строительных материалов с целью безусловного выполнения указов Президента.

Региональная политика в сфере развития промышленной базы строительной индустрии и рынка строительных материалов будет направлена на внедрение новых современных технологий жилищного строительства и создание благоприятных условий для развития комплекса строительной индустрии.

С целью повышения инвестиционной привлекательности региона в 2014 году ставлю задачу министерству промышленности и строительства с привлечением к этой работе депутатов областного Собрания и других заинтересованных сторон продолжить формирование законодательных инициатив по изменению федерального законодательства, направленных на создание единого порядка взаимодействия участников строительного процесса, при этом особое внимание уделить этапам выдачи разрешения на строительство, регистрации объектов недвижимости и взаимодействию с ресурсоснабжающими организациями.

Одно из перспективных направлений, способное снизить стоимости жилья в регионе – строительство жилья экономического класса. Правительством Архангельской области уже направлены в Правительство Российской Федерации первые заявки на софинансирование данных мероприятий. Поручаю министерству промышленности и строительства Архангельской области до конца текущего года реализовать мероприятие по строительству жилья экономического класса на конкретной площадке.

Поддержка предприятий судостроительного комплекса может осуществляться решением жилищной проблемы для специалистов, выполняющих государственный оборонный заказ на предприятиях города Северодвинска. В этих целях в период 2014-2018 годов необходимо создать условия для строительства не менее 150 тыс. кв. метров жилья.

Одной из важнейших социальных задач, стоящих перед Правительством Архангельской области, является ликвидация аварийного жилья. Участвуя в программах Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Архангельская область, как и другие субъекты Российской Федерации, взяла на себя обязательства по обеспечению до 1 сентября 2017 года переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории области и признанного таковым на 1 января 2012 года.

На решение поставленной задачи на период до 2017 года потребуется свыше 9 млрд. рублей. В целях исполнения положений 600 (шестисотого) Указа Президента Правительство Архангельской области предложило вариант изыскания необходимых средств в областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов для реализации комплекса мер по ликвидации аварийного жилья в установленные сроки. Уверен, что сегодня мы найдём поддержку у депутатов областного Собрания.

Принимая во внимание актуальность и масштабность проблемы, связанной с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, для достижения намеченных результатов важно обеспечить эффективное взаимодействие региональных и муниципальных властей. Ответственность за выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств государственной корпорации возложена на глав муниципальных образований, выступающих муниципальными заказчиками, и министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.

В 2014 году особое внимание Правительство региона будет уделять развитию системы общественного контроля и информированию граждан о ходе реализации региональной программы переселения из аварийного жилищного фонда, в том числе с использованием информационной системы Архангельской области «Интернет-портал жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области».

В целях стимулирования притока инвестиций в развитие энергетической инфраструктуры региона реализуется соответствующая госпрограмма. Одним из важнейших её направлений остается развитие газового сектора, в первую очередь, путем перевода энергоисточников на природный газ, а также создания условий для подключения жилых домов к газораспределительным сетям.

Заинтересованность региона в интенсивной газификации обязывает Архангельскую область принимать ответственность не только за количество подключаемых котельных и квартир, но и за долги потребителей. В вопросе сокращения задолженности за потребленный природный газ главам муниципальных образований необходимо сделать акцент на применении механизмов субсидиарной ответственности теплоснабжающей организации и собственника арендованного имущества. Министру топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства поручаю внести предложения по внедрению механизма обязательного «расщепления» платежей с выделением топливной составляющей из платежа за тепловую энергию и её перечисление ресурсоснабжающей организации.

В настоящее время Федеральной службой по тарифам утверждена среднесрочная программа, предусматривающая замораживание до июля 2016 года размера оптовых цен на природный газ для «новых зон» газификации, расположенных севернее города Вельска. Результатом реализации программы станет определение к 2020 году единой оптовой цены на природный газ для конечных потребителей Архангельской области.

Важной задачей министерства ТЭК и ЖКХ остаётся создание условий для привлечения частных инвестиций на цели строительства, модернизации, энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе за счет замены завозных мазута и угля местными экологичными видами топлива, основную массу которых представляют отходы деревообработки. Опыт работы показал, что применение такой меры позволит существенно сократить отток денежных средств за пределы региона, снизить нагрузку на региональный бюджет, сдержать рост энергетических тарифов и обеспечить работой население региона.

Одной из стратегических задач является повышение транспортной доступности территорий области, связанность с соседними регионами, доступ к природно-сырьевым ресурсам, которыми богата наша территория. Это возможно путем решения вопросов финансирования строительства новых и реконструкции имеющихся участков железной и автомобильной транспортной сети совместно с заинтересованными субъектами Российской Федерации. Решение этой задачи придаст новый импульс развитию промышленности на территории области и морского порта города Архангельска.

В целях качественного выполнения дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения «Дорожному агентству «Архангельскавтодор» необходимо применять прогрессивные материалы и технологии.

Уважаемые коллеги! Одним из главных принципов нашей социально-экономической политики должна быть мобилизация собственных ресурсов. В связи с этим считаю крайне важным использование нашего уникального конкурентного преимущества в виде единственных в Европе месторождений алмазов. В связи с этим поручаю министру финансов и министру экономического развития и конкурентной политики под руководством заместителя губернатора по экономике и финансам до конца 2014 года подготовить предложения по вовлечению возможностей месторождений алмазов в экономику Архангельской области.

Перед регионом стоят серьёзные вызовы в связи с российской арктической стратегией. В нашей области проживает треть населения российской Арктики, имеются возможности для участия в общенациональных проектах по возрождению Севморпути, освоению нефтегазовых ресурсов, строительству судов и океанской техники, развитию единой Арктической телекоммуникационной и транспортной системы.

В то же время цели регионального развития и повышения качества жизни требуют от нас экономических и управленческих новаций, направленных на реализацию конкурентных преимуществ территорий. Поручаю моим заместителям совместно с органами местного самоуправления и бизнес-структурами провести уточнение документов и планов социально-экономической деятельности и территориального планирования, исходя из приоритетов Стратегии развития Арктической зоны и соответствующих решений Правительства России. В этой связи особое внимание должно быть уделено поддержке сельского хозяйства, рыбоводства и прибрежного рыболовства, туризма, переработке биоресурсов и производству недревесной продукции леса.

Совместно с муниципальными образованиями Архангельской области, которые включены в состав Арктической зоны, будут внедряться механизмы комплексного управления прибрежной зоной как единой агломерации. Обращаю внимание руководителей органов власти: вся эта работа невозможна без постоянного и обязательного взаимодействия с вузами и учреждениями академии наук. Также призываю университеты и научные организации активно содействовать решению повседневных социальных и хозяйственных задач приарктических территорий и Архангельской области в целом.

Продвижению приграничных проектов и реализации важных для региона программ способствует председательство Архангельской области в Баренцевом Региональном Совете и Баренцевом Региональном Комитете. Особое внимание в Программе председательства уделено вопросам развития арктических технологий, транспорта и портовой инфраструктуры; созданию высокотехнологического и наукоёмкого кластера, применению технологических инноваций в сфере теплоэнергетики, возобновляемых источников энергии, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Отдельно скажу об исполнении областного бюджета. В 2013 году этот процесс происходил в сложных условиях. Хочу еще раз подчеркнуть важность задач по исполнению майских указов Президента Российской Федерации, что требует значительных финансовых ресурсов. Для полноценной реализации майских указов недостаточно простого увеличения бюджетного финансирования. Здесь требуются преобразования, направленные на повышение качества услуг во всех сферах.

Областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые полностью сформирован в «программном» формате. Местные бюджеты в течение ближайших двух лет также должны перейти на программный принцип.

Следует обеспечить качественную разработку и своевременное утверждение этих государственных программ. Они должны соответствовать приоритетам и возможностям бюджетов, обеспечивать взаимосвязь с основными параметрами оказания услуг и планами структурных реформ в отраслях.

Считаю целесообразным ввести публичное рассмотрение проектов государственных и муниципальных программ и отчетов об их реализации для обеспечения общественного мониторинга за деятельностью органов власти и расходованием средств. Прошу министра финансов взять это на контроль.

Важно обеспечить максимальную открытость и доступность для жителей области информации о бюджете и бюджетном процессе. На всех уровнях управления следует регулярно публиковать или размещать в Интернете брошюру «Бюджет для граждан», в которой в понятной форме будут изложены сведения о бюджете. Формирование ответственного финансового поведения, повышение финансовой грамотности населения – задача из ряда первостепенных.

Учитывая, что дефицит областного бюджета сохраняется на значительном уровне, а государственный долг Архангельской области растёт, особое внимание министерства финансов должно быть уделено работе по повышению эффективности бюджетных расходов и увеличению доходной базы. Органам власти следует ответственно подходить к принятию расходных обязательств.

Но жить только для экономии недальновидно. Нужно разрабатывать и внедрять механизмы развития, которые увеличат экономический потенциал региона, сделают весомым рост доходов бюджета. Реальным источником развития территорий может стать малый и средний бизнес, который пока вносит в бюджет лишь около 9 % налоговых поступлений.

Реализация «майских» Указов Президента Российской Федерации – это серьезная задача, качество решения которой ставит нам общую оценку. Это оценка развития региона в целом и каждого муниципалитета в отдельности. Безусловно, персональная ответственность за исполнение Указов возложена на руководителя региона. Но считаю необходимым отметить, что практическая сторона в реализации этих документов напрямую зависит от правильных и своевременных управленческих решений как органов региональной власти, так и органов местного самоуправления.

С момента принятия Федерального Закона № 131 накопилось немало проблемных вопросов в местном самоуправлении. За каждым выбранным главой и депутатом стоят жители конкретного города или поселения. В Послании Президентом страны поставлена задача, которую я повторю: привести ситуацию в местном самоуправлении в соответствие со здравым смыслом и требованием времени.

В этой связи я поручаю министерству по развитию местного самоуправления совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Архангельской области» подготовить предложения по уточнению вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления. Также я надеюсь на активную позицию депутатов Архангельского областного Собрания.

Я уже не раз говорил, что мы готовы поддерживать любые инициативы с мест, которые действительно направлены на развитие муниципальных образований и повышение благосостояния граждан.

Жители Архангельской области хотят быстрых и более качественных преобразований. Одна из форм участия граждан в управлении территорией - общественные советы при органах государственной и муниципальной власти. Главное, чтобы такая форма была рабочим инструментом, а не декорацией. Находясь на расстоянии «вытянутой руки» от населения, общественные советы совместно с органами управления должны заблаговременно выявлять «болевые точки» и сообща с властью решать проблемы. Предлагаю руководителям органов государственной и муниципальной власти создать такие советы там, где они еще не созданы.

Сохранение межнационального согласия в регионе требует особого отношения. В этой связи я поручаю министру по развитию местного самоуправления в сотрудничестве с «Советом национальностей города Архангельска и Архангельской области» разработать программу, направленную на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие.

Уважаемые коллеги! На 2014 год поставлены масштабные задачи. Оценив ситуацию в экономике региона, мы должны использовать все резервы и возможности, после чего выработать четкую экономическую модель развития Архангельской области. Петр Аркадьевич Столыпин еще в начале прошлого века сказал: «Народ сильный и мужественный не может быть народом бездеятельным». Мы умеем принимать решения, ставить цели и действовать. Главное, чтобы наши действия были согласованными и отвечали запросам времени. Потому что многое в этой жизни зависит от нас: от нашего слова и еще больше – от нашего дела.

Благодарю за внимание.

ТЕМЫ