Диалог с Губернатором: от слов к делу. Рабочая сессия молодежи
Отчет Губернатора Архангельской области И.А. Орлова о результатах деятельности Правительства Архангельской области в 2013 году

19.03.2014

Слайд 1

Уважаемый Виктор Феодосьевич!

Уважаемые депутаты и все присутствующие!

В соответствии с Уставом Архангельской области представляю отчёт о результатах деятельности Правительства региона в 2013 году.

Прежде всего хочу поблагодарить вас за совместную конструктивную работу в 2013 году. Именно она является результатом всех достижений региона и залогом наших дальнейших успехов. У нас единые цели, общая заинтересованность в результатах.

Отчётный 2013 год займёт достойное место в истории нашей области. Главным политическим событием в прошлом году были выборы депутатов областного Собрания, глав местного самоуправления и депутатов районных и городских представительных органов. Особенностью избирательной кампании стало широкое участие политических партий. Мы выбрали 16 глав муниципальных районов и городских округов, в том числе мэров городов Северодвинска и Котласа. В итоге были сформированы органы муниципальной и региональной власти. Сегодня мы единая полноценная команда, нацеленная на решение общих задач.

Из всех вопросов, которые ставит жизнь каждодневно, весьма сложно выделять наиболее острые или откладывать решения менее насущных. Поскольку все они взаимосвязаны и требуют консолидированного подхода.

Слайд 2

Мероприятия по работе с некоммерческими организациями в 2013 году

Проведено 3 конкурса проектов социально ориентированных НКО, по итогам которых реализуется 91 проект. Сумма финансовой поддержки более 33 млн. рублей.

Проведен третий Северный гражданский конгресс «Содействие развитию институтов гражданского общества», количество участников 1200

На поддержку проектов ТОС направлено 21 млн. рублей, реализовано 343 проекта.

Состоялся пятый Северный межнациональный форум, количество участников - 600

На поддержку межнациональных и межэтнических мероприятий направлено более 7,5 млн. рублей

В 2013 году ведомственная целевая программа государственной поддержки СО НКО заняла третье место в экспертном рейтинге Министерства экономического развития РФ.

Архангельской области присуждена Общественная премия «ГОСГРАНТ» 2013 года

Одной из таких важнейших задач является развитие институтов гражданского общества. В 2013 году ведомственная целевая программа «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на 2013–2015 годы» заняла третье место в экспертном рейтинге Министерства экономического развития Российской Федерации. На конкурс подали заявки более 60 субъектов. Мы оказались впереди всех субъектов Северо-Запада. Для сравнения: в 2012 году мы были на четвертом месте в этом рейтинге, а сегодня - уже на втором, обогнав постоянного лидера Новосибирскую область.

В результате мы получили субсидию из федерального бюджета в объеме 20 млн. 407 тыс. рублей. Поэтому в 2013 году проведено три конкурса, по итогам которых поддержан 91 проект социально ориентированных некоммерческих организаций. Общая сумма субсидий для этих проектов в 2013 году составила 33,4 миллиона рублей.

Впервые проведен конкурс публичных презентаций некоммерческих организаций, который прошел в рамках третьего Северного гражданского конгресса. Конгресс, как итог деятельности и как начало преобразований, завершил 2013 год, собрав 1200 гостей и жителей области.

В 2013 году получили субсидии на поддержку проектов территориального общественного самоуправления 19 муниципальных районов. Впервые получили субсидии 5 городских округов, что явилось хорошим стимулом создания органов территориального общественного самоуправления (ТОС) в наших городах.

На конкурсы подано 482 проекта органов ТОС, из которых 343 получили финансовую поддержку. На эти цели из бюджета области направлен 21 миллион рублей: 11,4 миллионов рублей вложили в проекты местные бюджеты и более 15 миллионов рублей – это привлеченные и собственные средства органов ТОС.

За эту работу нам поставлена высокая оценка на общероссийском съезде некоммерческих организаций, где Архангельской области впервые присуждена Общественная премия «ГОСГРАНТ» 2013 года в номинации «За высокие результаты в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне».

В 2013 году на премию было представлено более 70 претендентов - регионов, организаций и отдельных граждан. Премия вручается субъектам только в одной номинации и не более чем трем в год. Поэтому вдвойне почётно стать одним из победителей. Эта награда – общественное признание заслуг Архангельской области в вопросах развития и поддержки некоммерческого сектора.

В целях укрепления общественного мира и национального согласия в период с 10 по 12 июня 2013 года в Архангельске состоялся пятый Северный межнациональный форум. При поддержке Правительства области проведено более 70 мероприятий национально-культурными объединениями Архангельской области.

2013 год ознаменован прорывом в вопросах совершенствования государственного и муниципального управления. Регион продолжил реализацию программ по развитию электронного правительства и информационного общества. За последние три года нам удалось войти в число лидеров региональной информатизации. Если в начале 2011 года мы занимали девятое место по Северо-Западному федеральному округу, то сейчас мы на второй строчке рейтинга, сразу после Санкт-Петербурга. Область вошла в число пилотных регионов Министерства связи и массовых коммуникаций и получила субсидию на развитие электронного правительства в размере 20 млн. рублей.

В настоящее время все исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов подключены к информационным системам электронного правительства. Населению Архангельской области в электронной форме предоставляются около 190 государственных услуг, а также почти 700 муниципальных услуг.

Слайд 3

В декабре прошлого года в Архангельске открыт первый многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который посетили уже более 7 тысяч человек. Все оценили скорость обслуживания: среднее время ожидания в очереди не превышает двух минут. В центре можно получить 45 услуг федерального, регионального и муниципального уровней, в том числе наиболее востребованные услуги Росреестра, Федеральной миграционной службы, Пенсионного фонда и других органов власти. Работа по открытию таких центров будет продолжена в 2014 году, и перечень предоставляемых услуг будет расширяться.

Уважаемые депутаты! Улучшение качества жизни наших граждан достигается путем модернизации ключевых отраслей социальной сферы, создания благоприятных и безопасных условий жизни человека. За последние годы облик социальной инфраструктуры региона существенно изменился. Что мы имеем в каждой сфере?

В целях решения одной из самых острых проблем в сфере образования - ликвидации очередей в дошкольные образовательные учреждения - предпринят ряд мер: возврат и реконструкция зданий дошкольных учреждений, которые использовались не по назначению; строительство новых дошкольных учреждений; оптимизация площадей детских садов. В результате, в 2013 году введено дополнительно 1996 мест для детей дошкольного возраста. 1 января 2014 года в очереди в дошкольные учреждения было зарегистрировано 28 086 детей, в том числе от 3 до 7 лет – 694 ребенка.

Задачи, поставленные на 2013 год в части повышения заработной платы педагогических работников и медицинского персонала образовательных учреждений, выполнены. На эти цели было выделено из областного и местных бюджетов 2 миллиарда 168 миллионов рублей.

Слайд 4

Динамика роста заработной платы педагогических работников

Категории работников

Средняя заработная плата

за 2012год

Средняя заработная плата

за 2013 год

Рост средней заработной платы в 2013 году

к 2012 году

руб.

руб.

%

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений

14 575,61

24 320,8

66,9

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования

24 416,97

31 119,7

27,5

Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей

15 503,90

24 717,7

59,4

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

21 829,62

26 235,6

20,2

«Майскими» указами Президента было определено выполнение в 2013 году мероприятий по поддержке педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей. Для этого в консолидированном бюджете Архангельской области на 2013 год было предусмотрено 16 миллионов 822 тысячи рублей. Объем выплат стимулирующего характера этой категории педагогических работников за год составил 25 миллионов 39 тысяч рублей.

Продолжается работа по развитию дополнительных образовательных программ. Охват системой дополнительного образования с каждым годом расширяется.

Слайд 5

Развитие дополнительного образования

Год

Доля детей, занимающихся в системе дополнительного образования

2011 год

50 %

2012 год

59 %

2013 год

60 % (при среднем российском показателе – 49,1 %).

Также растет число творческих объединений дополнительного образования:

Слайд 6

Количество творческих объединений дополнительного образования детей

3 752 объединения

На базе 66 организаций дополнительного образования детей

5 175 объединений

На базе общеобразовательных школ

Завершено строительство и планируется к сдаче 6 объектов образования, в том числе 2 школы общей вместимостью на 680 мест и 4 детских сада на 390 мест:

Слайд 7

Строительство объектов образования в 2013 году

Построена общеобразовательная школа в городе Мезень

на 440 мест

Построена школа в посёлке Цигломень города Архангельска

на 240 мест

Завершена реконструкция детского сада "Березка" в посёлке Авнюгский Верхнетоемского района

на 90 мест

Завершена реконструкция детского сада «Карамелька» в посёлке Коноша Коношского района

на 60 мест

Построен детский сад по улице Добролюбова, 19 в городе Архангельске

на 120 мест

Построен детский сад по улице Красной в селе Красноборск

на 120 мест

Что касается результатов единого государственного экзамена, то в 2013 году в Архангельской области повысился средний балл по русскому языку, физике, химии, биологии, географии, английскому языку, обществознанию. Однако снизился средний балл по математике – ниже среднероссийского на 5 пунктов.

Благодаря принятым системным мерам в сфере здравоохранения в регионе стали возможны положительные тенденции в снижении смертности. За 2013 год на 2,2% снизилась общая смертность населения в основном за счет снижения смертности от болезней системы кровообращения – на 4,3%, от дорожно-транспортных происшествий – на 2,7%, от туберкулеза – на 13,6%.

Демографическая ситуация в Архангельской области (без учета Ненецкого автономного округа) достаточно ровная. В целом продолжительность жизни северян за последние 5 лет увеличилась на 2,6 года.

Показатели рождаемости и смертности

за 2011 год

за 2012 год

за 2013 год

Рождаемость (чел.)

14 396

14 934

14 781

Смертность (чел.)

16 547

16 048

15 684

Естественная убыль (чел.)

2 151

1 114

903

Слайд 8

По данным на 1 января 2014 года мы имеем, с одной стороны, сокращение естественной убыли на 211 человек за счет снижения смертности. Нужно отметить, что за последние 10 лет за счет повышения рождаемости и снижения смертности естественная убыль населения в области сократилась с 9 тыс. человек до 900 человек.

Однако в 2013 году родилось на 153 ребенка меньше. Отчасти это следствие того, что сейчас в детородный возраст вступает поколение девяностых и нулевых, когда был спад рождаемости и в стране, и у нас в области.

С другой стороны, основное сокращение численности населения региона (без НАО) происходит за счет миграционной убыли, которая составила в 2013 году 12 тыс. человек.

В 2013 году был принят областной закон о здравоохранении. Это плод совместной работы и органов исполнительной и законодательной власти. Наша область - одна из немногих, где есть региональное законодательство в сфере здравоохранения, что, безусловно, позволит повысить эффективность работы нашей медицины.

В 2013 году полным ходом продолжалась модернизация системы здравоохранения. На 25,7% выросло число пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь. В учреждениях здравоохранения на территории области такая помощь оказана почти трём тысячам (2 993) пациентов.

Существенно улучшена материальная база учреждений здравоохранения: приобретено 767 единиц медицинского оборудования, 50 автомобилей для 26 учреждений здравоохранения, из них 12 - для врачей общей практики.

Завершено строительство первой очереди нового корпуса Архангельской областной клинической больницы, приобретены здания для размещения Черевковской амбулатории в Красноборском районе и фельдшерско-акушерского пункта в Коношском районе, модуль для Вельского филиала Архангельской станции переливания крови. Начато строительство еще двух фельдшерско-акушерского пунктов в Виноградовском и Коношском районах.

Как гласит русская пословица: «Здоровье не купишь - его разум дарит». А что может быть разумнее профилактики? В отчетном году доля учреждений здравоохранения, имеющих кабинеты или отделения медицинской профилактики, за год возросла с 68 до 87,5 %.

В 2013 году проводилась диспансеризация взрослого населения, осмотры прошли 167 тыс. граждан старше 21 года.

С декабря начал функционировать первый семейный центр здоровья на базе Архангельского центра лечебной физкультуры и спортивной медицины.

Открылся Центр «Белая роза», деятельность которого направлена на раннюю диагностику онкологических заболеваний у женщин.

Для профилактики младенческой смертности в течение года обследование с целью ранней диагностики нарушений развития ребенка прошли 5 277 беременных женщин, оснащены современным оборудованием койки реанимации и интенсивной терапии новорожденных в шести медицинских организациях. Нашим традиционным приоритетом является материнство и детство. Неслучайно именно медицинские работники этого направления стали победителями Всероссийских конкурсов: Чумакова Галина Николаевна – победитель конкурса «Детский врач года» в номинации «Лучший врач – неонатолог» и Зуева Валентина Михайловна, старшая медсестра Северодвинского роддома - одна из лучших акушерок России по итогам 1-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства.

В 2013 году после окончания образовательных учреждений приступили к работе 178 врачей и 221 средний медицинский работник. Реализация проекта «Земский доктор» позволила трудоустроить в медицинские организации в сельской местности 44 молодых специалиста.

Достигнуты целевые значения заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, установленные Указом Президента. Уровень средней заработной платы за год увеличился у врачей на 10,6%, среднего медицинского персонала на 14,6%, младшего медицинского персонала на 33,1%.

В рамках развития государственно-частного партнерства и привлечения социально ориентированного бизнеса в сферу здравоохранения открыт «Центр амбулаторного гемодиализа Архангельск» на 20 диализных мест, в котором получают лечение 87 пациентов. Завершена подготовительная работа по проекту «Новая скорая и неотложная помощь», который успешно стартовал в I квартале 2014 года.

О спорте мы можем говорить теперь с особой гордостью. Позади Олимпийские и Паралимпийские игры, объединившие мужественных, сильных духом людей. Эти грандиозные победы - результат огромных усилий наших спортсменов, которые начинали со школьных секций или небольших стадионов. Поэтому так важно развивать спорт и прививать физическую культуру с детства.

Основными направлениями в сфере физической культуры и спорта в 2013 году были:

– развитие массового и детско-юношеского спорта;

– обеспечение сборных команд Архангельской области;

– развитие спортивной инфраструктуры.

На физическую культуру и спорт из областного бюджета было выделено более 500 млн. рублей, что составляет 179% по сравнению с 2012 годом.

В Архангельской области за год было проведено 428 официальных областных спортивных мероприятий, из которых 165 - проведено среди детей и подростков по 36 видам спорта. Это способствовало тому, что число систематически занимающихся физической культурой и спортом достигло 225 тысяч человек, или 18,7 % от общей численности населения.

Для развития массового и детско-юношеского спорта в Архангельской области, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, было создано 2 государственных автономных учреждения «Центр развития игровых видов спорта» и «Центр развития адаптивного спорта».

Слайд 9

614 всероссийских и международных соревнований было охвачено участием в 2013 году спортсменами из Архангельской области, где завоевано 1496 медалей различного достоинства. По итогам всероссийских соревнований 101 спортсмен Архангельской области включен в состав спортивных сборных команд Российской Федерации. Порадовала своими победами и команда по хоккею с мячом «Водник» - гордость и визитная карточка Архангельской области.

Особое внимание в 2013 году уделено развитию спортивной инфраструктуры. Завершено строительство спортивного центра с универсальным игровым залом и плавательным бассейном в городе Архангельске «Норд-Арена».

Для развития массового спорта и обеспечения доступности спортивной инфраструктуры реализуется губернаторский проект по оборудованию ста спортивных площадок. В рамках реализации проекта устроены 13 полей для мини-футбола с искусственным покрытием, оборудовано 3 хоккейных корта. Всего в рамках проекта появилось более 50 спортивных площадок.

Ни для кого не секрет, что рано или поздно придёт время уступить нам свои места тем, кто еще учится и только пробует свои силы на разных жизненных площадках. Поэтому будет разумным подготовитьмолодежь к принятию эстафеты управления предприятием, регионом, страной.

Слайд 10

Ежегодно в Архангельской области проводится 4 традиционных молодежных мероприятия:

– форум молодых политиков;

– форум молодых предпринимателей;

– форум молодежи Архангельской области «Команда 29»;

– губернаторский прием по итогам года.

Наша область активно участвует в программе Федерального агентства по делам молодежи «Ты – предприниматель». Участниками программы стали более трех с половиной тысяч человек, основам предпринимательской деятельности обучено 420 человек, создано 52 субъекта малого и среднего предпринимательства.

Реализуются творческие молодежные проекты. Ежегодно премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получают 40 молодых людей – наших земляков. 

Одно из основных условий для реализации потенциала молодежи на своей малой родине - это обеспеченность жильём. 220 молодых семей получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.

В зоне нашего особого внимания – многодетные семьи. С 1 января 2013 введен ряд мер социальной поддержки для этой группы:

Слайд 11

Меры по социальной поддержке многодетных семей в 2013 году

Меры социальной поддержки

Реализация в 2013 году

Субсидия семье, воспитывающей шесть и более детей, на приобретение транспортного средства в размере до одного миллиона рублей.

83 семьям выписаны свидетельства,

70 семей приобрели транспортное средство.

Субсидия на улучшение жилищных условий при рождении (усыновлении) седьмого ребенка или последующих детей в размере до двух миллионов рублей.

11 семьям выписаны свидетельства, из них пять семей улучшили жилищные условия.

Ежемесячная денежная выплата при рождении (усыновлении) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей

1279 получателей ежемесячной денежной выплаты,

размер выплаты – 6 941 рубль

В отчетном году расходы из областного бюджета на меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, составили более 1 миллиарда рублей, в том числе:

– на социальные пособия гражданам, имеющим детей – порядка 700 миллионов рублей;

– на предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям – более 350 миллионов рублей.

В результате совместной работы Правительства Архангельской области и «Северного машиностроительного предприятия» лагерь «Северный Артек» передан в государственную собственность Архангельской области, и на его базе создан Центр детского отдыха «Северный Артек». Летом 2013 года «Северный Артек» принял на отдых и оздоровление 936 детей, в том числе 711 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проведена работа по переходу на оказание социальной помощи по социальному контракту. Это позволило увеличить размер денежных выплат, оказывать их адресно и контролировать эффективность расходов.

Заключено соглашение с государственным предприятием «Фармация» по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям, в том числе с доставкой на дом. За год услугой по доставке лекарств на дом воспользовались 6 тыс. человек.

В целях исполнения Указа Президента «О мерах по реализации государственной социальной политики» организованы мероприятия по созданию специальных рабочих мест для незанятых инвалидов:

Слайд 12

Мероприятия по созданию специальных рабочих мест для инвалидов в 2013 году

97 детей-инвалидов получили услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.

40 человек из числа безработных инвалидов направлено на профессиональное обучение для последующего трудоустройства на специально оборудованные (оснащенные) рабочие места.

Создано (дооснащено) 78 рабочих мест для незанятых инвалидов.

Далее на слайде 13 представлены результаты исполнения «майских» Указов Президента в части достигнутых планируемых значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждений социального обслуживания населения к средней заработной плате по Архангельской области.

Слайд 13

Средняя заработная плата работников учреждений социального обслуживания за 2013 год

Категории работников

Средняя заработная плата

за 2012 год

Средняя заработная плата

за 2013 год

Коэффи-циент роста

2013/2012

Целевые значения заработной платы

на 2013 год

Индикатив-ное соотно-шение к средней зарплате по области (план)

Индикативное соотно-шение к средней зарплате по области (факт)

Врачи

21 634,96

40 750,30

1,884

38 262,1

129,7%

138,1%

Средний медицинский персонал

16 874,19

25 204,79

1,494

22 302,4

75,6%

85,4%

Младший медицинский персонал

9 808,48

15 497,04

1,580

14 779,7

50,1%

52,5%

Педагогические работники

12 569,92

22 228,85

1,768

22 125,4

75,0%

75,4%

Социальные работники

8 548,54

14 816,02

1,733

14 012,7

47,5%

50,2%

Уважаемое Собрание! Николай Бердяев справедливо заметил: «Не в политике и не в экономике, а вкультуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности».

Мы не имеем права недооценивать значения культуры – слишком глубоки её корни и слишком сильновлияние на всех людей. Культура выступает ключевым фактором духовного здоровья населения и особенно молодежи, социальной стабильности общества и национальной безопасности. Проводимая в регионе политика с каждым годом все больше соответствует этим требованиям.

В 2013 году 11 творческих проектов некоммерческих организаций в различных областях искусства получили грантовую поддержку Правительства Архангельской области. Девять лучших учреждений культуры и восемь лучших работников сельских библиотек, клубов, домов культуры, музыкальных школ Архангельской области были удостоены денежных премий.

Реализация государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера (2013–2020 годы)» позволила приобрести музыкальные инструменты для детских школ искусств на средства областного бюджета (7,8 млн. рублей), муниципальные (7,8 млн. рублей) и федеральные средства (14 млн. рублей). На обеспечение противопожарной безопасности учреждений культуры затрачено 18 млн. рублей из областного и 18 млн. рублей – из муниципальных бюджетов. Для комплектования муниципальных библиотек книжными фондами привлечено 3,8 млн. рублей федеральных средств.

В ходе выполнения Указа Президента была повышена заработная плата работникам учреждений культуры и искусства, которая достигла планируемых 60% от средней заработной платы в Архангельской области. Динамику роста мы видима на слайде 14.

Слайд 14

Для координации деятельности муниципальных учреждений культуры и самодеятельных народных коллективов открыт Дом народного творчества.

В порядке культурного обмена состоялись гастроли:

– Государственного академического Северного русского народного хора в Республике Коми и Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми «Асъя Кыя» в Архангельске;

– Архангельского театра драмы имени Ломоносова - в Иркутске и Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова - в Архангельске. Эта практика будет продолжена.

19 декабря 2013 года в Северном морском музее состоялось открытие постоянной экспозиции «Тысячелетие северного мореплавания». Это единственная на Северо-Западе России музейная экспозиция, представляющая историю освоения Арктики: от строительства поморских судов и создания первой верфи – до современных, оснащенных новейшей техникой кораблей.

Слайд 15

Таким образом, в сфере культуры создана хорошая база для новых достижений в 2014 году, объявленном Президентом Российской Федерации Годом культуры.

Минувший год подтвердил эффективность выстроенной в Архангельской области модели развитиятуризма. В июне прошлого года прошел II Архангельский международный туристский форум. В нём участвовали представители 26 субъектов России и 10 стран мира. Подписан ряд документов о сотрудничестве с российскими и зарубежными организаторами туризма и план действий по развитию туризма в Баренцевом/Евроарктическом регионе.

На конкурсе Ростуризма инвестиционные проекты создания туристско-рекреационных кластеров «Каргополье» и «Устьяны» стали претендентами на включение в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» и на получение федеральных субсидий для реализации проектов.

В Устьянском и Котласском районах, а также в городе Архангельске открыты туристско-информационные центры, которые уже получили позитивный отклик у гостей Поморья.

В ноябре в Каргопольском районе состоялся I Съезд владельцев гостевых домов Архангельской области. Участниками съезда -а их более 60 человек из 11 муниципальных образований региона - принято решение об объединении гостевых домов региона в единую сеть.

Подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Архангельской области и Ассоциацией туроператоров России, о сотрудничестве по развитию на Белом море круизного и экспедиционного туризма.

Слайд 16

Основным результатом работы по развитию Соловецкого архипелага в 2013 году стала разработка проекта концепции федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014-2019 годы». Проект представлен для утверждения в Правительство Российской Федерации.

Для обеспечения софинансирования федеральной целевой программы в июле прошлого года принятагосударственная программа Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014-2019 годы». 10 июня 2013 года подписано пятистороннее соглашение о сотрудничестве между Правительством Архангельской области, Приморским муниципальным районом, сельским поселением Соловецкое, Спасо-Преображенским Соловецким монастырем и Соловецким музеем-заповедником.

16 июля 2013 года Правительством Архангельской области одобрен основополагающий для развития Соловецкого архипелага документ: «Стратегия развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия». В основу Стратегии заложен принцип сохранения триединого Соловецкого наследия – духовного, культурного и природного.

Коллеги! Активизация социальной политики и оживление экономики – это, безусловно, положительные векторы прошедшего года. Рассмотрим позиции, по которым мы продвинулись в реализации приоритетов в сфере экономики. Мы стараемся находить эффективные факторы роста, чтобы региональная экономика была устойчивой и конкурентоспособной в современных условиях.

Каковы основные экономические и социальные показатели 2013 года?

Слайд 17

Основные экономические и социальные показатели Архангельской области в 2013 году

Значение

2013 год

в % к 2012 году

1

Валовой региональный продукт,* (млрд. руб.)

текущая оценка -368,0

105,5

2

Индекс промышленного производства, %

108,3

3

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

77,9

64,3

4

Среднемесячная заработная плата

30 197,6

114,1

 

- номинальная, руб.

30 198

114,1

 

- реальная, %

х

107,2

5

Реальные располагаемые денежные доходы, %

х

104,1

6

Численность зарегистрированных безработных на 31.12.2013 (тыс. человек)

9,557

91,5

 

Валовой региональный продукт, по нашим оценкам, увеличился на 5,5%. Индекс промышленного производства за 2013 год составил 108,3% - самый высокий показатель по Северо-Западному федеральному округу. Самый большой рост промышленного производства был отмечен в судостроении – 135,9%. Реальные располагаемые доходы населения выросли на 4,1 %, реальная заработная плата – на 7,2 %.

Далее – о положении дел в основных отраслях экономики области в 2013 году:

Слайд 18

Итоги за 2013 год Архангельская область (без НАО)

 

2013 год

2013 г.

к 2012 г., %

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, млрд. рублей:

  

добыча полезных ископаемых

2,5

102,5

обрабатывающие производства

263,3

111,1

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

29,1

95,9

Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей

10,4

90,7

Объем работ по виду деятельности «строительство», млрд. рублей

41,7

125,9

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 общей площади

292,2

108,5

Инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций), млрд. рублей

77,9

64,3

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

175,0

104,9

Оборот общественного питания, млрд. рублей

7,5

101,2

Индекс потребительских цен, %

-

106,5

В экономике региона, несмотря на неплохие производственные показатели по итогам прошлого года, остаётся целый ряд «болевых точек». В частности, можно назвать высокую стоимость энергоносителей, большие ставки по кредитам, дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

Посмотрим на экономическую картину региона более детально.

Большинство производственных показателей лесопромышленного комплекса за 2013 год имеют, к сожалению, отрицательную динамику.

Наименование показателя

Единица

измерения

2013 г.

%

к 2012 г.

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВА 
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лесозаготовки

Заготовка древесины

тыс. кбм

11 346

99,3

Древесина необработанная

тыс. кбм

8 797

99,1

Бревна хвойных

и лиственных пород

тыс. кбм

7 889

99,5

Индекс производства

в % к 2012 г.

99,6

х

Обработка древесины и производство изделий из дерева

Пиломатериалы

тыс. кбм

1 471

93,2

Фанера клееная

тыс. кбм

105,7

Индекс производства

в % к 2012 г.

94,5

х

 

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

Целлюлоза древесная и целлюлоза из прочих волокнистых материалов

тыс. тонн

1 999

92,3

Целлюлоза товарная

тыс. тонн

563

72,7

Бумага

тыс. тонн

421

131,6

Картон

тыс. тонн

966

97,8

Индекс производства

в % к 2012 г.

101,7

х

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Объем отгруженных товаров перерабатывающих производств

млн. руб.

53 036

99,4

Сальдированный финансовый результат

млн. руб.

3 895

67,6

Среднесписочная численность работников

чел.

23 565

90,6

Среднемесячная заработная плата работников

руб.

23 106

110,4

Слайд 19, 20

Снижение производства пиломатериалов связано с прекращением деятельности лесозавода № 3, сокращением производства на Соломбальском и Котласском ЛДК. Предприятия с устаревшими основными фондами и технологиями стали окончательно неконкурентоспособны.

Снижение производства целлюлозы вызвано остановкой производства на Соломбальском ЦБК, который также не выдержал конкуренцию на внешних рынках. Восстановление деятельности комбината невозможно по причине больших капиталовложений в замену основного оборудования и реконструкцию зданий. Альтернативой является создание нового химического производства с привлечением стратегического инвестора.

Есть и реальные достижения. Производство бумаги увеличилось благодаря модернизации производства в филиале группы «Илим» в Коряжме. Государственной поддержкой данного проекта являются лесные ресурсы на корню в объеме 694,2 тыс. куб.м, предоставленные инвестору на льготных условиях (без аукциона и за 50% ставки арендной платы).

Слайд 21

№ п/п

Основные мероприятия, выполненные в лесопромышленном комплексе в 2013 году

1

Окончание строительства и запуск бумагоделательной машины № 7 в филиале ОАО «Группа Илим в Коряжме» для производство белых офисных бумаг и выпуск мелованной бумаги для полиграфии.

Объемы производства в год: бумаг – 370 тыс. тонн, картона – 585 тыс. тонн.

2

Запуск нового лесопильного производства на участке «Цигломень» ЗАО «Лесозавод 25» мощностью 235 тыс. куб. м3 пиломатериалов в год.

3

Завершение 1 этапа модернизации производства ОАО «Архангельский ЛДК № 3» – ввод в эксплуатацию цеха по производству древесных гранул мощностью 95 тыс. тонн в год. Ведется разработка проекта модернизации лесопильного производства мощностью 240 тыс. м3пиломатериалов.

4

Ввод в эксплуатацию лесного селекционно-семеноводческого центра в Устьянском районе для получения ежегодно до 2000 кг семян хвойных пород и 9 миллионов сеянцев с закрытой корневой системой. Создано 27 новых рабочих мест.

5

Созданы три пожарно-химические станции Ш типа в г. Онеге, с. Яренске и с. Лешуконское. Численность лесных пожарных увеличена на 70 человек.

6

Проведение лесоустройства Котласского лесничества.

В 2013 году запущено новое лесопильное производство на участке «Цигломень» Лесозавода № 25 мощностью 235 тыс. куб.м пиломатериалов в год в рамках приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. Инвестору предоставлены льготы по использованию расчетной лесосеки в объеме 400 тыс. куб.м. В результате количество высокопроизводительных рабочих мест с учетом Маймаксанского участка составило порядка одной тысячи.

Слайд 22

Введен в эксплуатацию лесной селекционно-семеноводческий центр в Устьянском районе. Современное автоматизированное производство позволит получать ежегодно до 2000 килограммов семян хвойных пород и 9 миллионов сеянцев с закрытой корневой системой. Этого достаточно для создания 3,5 тыс. гектаров новых хвойных насаждений. Благодаря реализации данного проекта мы решаем стратегическую задачу восстановления хвойных лесов Архангельской области. Вклад бюджета области в софинансирование проекта составил более 28 млн. рублей.

В целях решения задачи по борьбе с лесными пожарами дополнительно созданы три пожарно-химические станции Ш типа в Онеге, Яренске и Лешуконском, а численность лесных пожарных увеличена на 70 человек. В рамках соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с арендаторами лесных участков улучшена материально - техническая база «Единого лесопожарного центра», дополнительно подготовлено 15 парашютистов - пожарных, 6 инструкторов, 1 лётчик-наблюдатель. Содержание учреждения за счет средств областного бюджета увеличено на 65 млн. рублей.

Итоги 2013 года в судостроении следующие: доля продукции, отгруженной предприятиями судостроительного комплекса, составила более 60% в объёме отгруженных товаров промышленного производства в целом (для сравнения: за 2012 год – около 30%).

Индекс производства в судостроении за 2013 год составил 135,9% к уровню 2012 года.

В течение года на предприятиях судостроения осуществлялись работы на объектах в рамках Государственного оборонного заказа. Осуществлены закладки новых объектов, работы на которых будут продолжены. Продолжались пусконаладочные работы оборудования бурового комплекса на морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная» (заказчик – ООО «Газпром нефть шельф»). Завершена постройка и сдана иностранному заказчику мегаяхта, аналогов которой по облику и энерговооруженности на данный момент не существует. Также сдан заказчику современный рыболовецкий траулер.

Начато строительство специализированного сборочно-испытательного цеха для движительно-рулевых колонок, ставшее очередной ступенью в развитии нового направления деятельности – производства современных движительных комплексов судов, которые до сих пор изготавливались за рубежом.

Полноправным субъектом экономической деятельности региона является сельское хозяйство. В 2013 году объем сельскохозяйственного производства составил только 90,7 % к уровню 2012 года.

Слайд 23

№ п/п

Показатель

в %

к 2012 году

1

Численность крупного рогатого скота

96,4

2

Численность свиней

77,0

3

Численность овец и коз

90,2

4

Реализация скота и птицы на мясо

83,6

5

Валовой надой молока (все категории хозяйств)

95,3

6

Валовой сбор зерна (в сельскохозяйственных организациях)

96

7

Производство картофеля (в сельскохозяйственных организациях)

104,2

8

Производство яиц

50,4

9

Заготовлено кормов собственного производства

100,0

Снижение объемов производства яйца и мяса птицы связано с резким подорожанием комбикормов из-за неурожая зерна в 2012 году, что повлекло приостановку производства яйца на Котласской птицефабрике. В то же время на Вельской птицефабрике дополнительно открыты 2 яичных цеха, увеличение объемов производства ожидается к апрелю текущего года.

Причина в снижении объемов производства молока тоже в подорожании комбикормов, что не позволило достичь запланированной продуктивности коров (такая ситуация характерна для всей страны – по Российской Федерации в 2013 году сельхозорганизации снизили производство молока на 5%), а также закрытием ряда сельхозорганизаций.

За счет привлечения Архангельской областью в 2013 году федеральных субсидий на молоко в размере 146 млн. рублей удалось избежать большего снижения объемов производства молока. В 2014 году для увеличения объемов производства молока субсидии будут получать только те сельскохозяйственные товаропроизводители, которые смогут обеспечить рост объемов производства.

По картофелю и овощам, основное производство которых сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, сокращение производства связано в первую очередь со снижением численности населения в сельской местности. При этом в 2013 году наметился рост объемов производства овощей открытого и защищенного грунтов в коллективных хозяйствах.

В последнее время со стороны государства оказывается поддержка развития малых форм хозяйствования, в том числе путём предоставления грантов на создание и развитие крестьянских хозяйств, что благоприятно отразилось на производственных показателях. Фермерскими хозяйствами увеличены объемы производства скота и птицы на 8,2% к предыдущему году, молока – на 0,3%, яиц – на 31,3%, картофеля – на 5,6%.

Для нашего региона характерна проблема высокой себестоимости сельхозпродукции в первую очередь из-за климатических условий, а также из-за технологической отсталости на фоне жесткой конкуренции как межрегиональной, так и мировой. Эта конкуренция стала еще более жесткой после вступления России в ВТО. Поэтому включение Архангельской области в перечень регионов, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства, которым в условиях членства России во Всемирной торговой организации оказывается поддержка из федерального бюджета, в перспективе окажет благоприятное влияние на агропромышленный комплекс области.

Слайд 24

В 2013 году построен или модернизирован ряд производственных объектов, из которых наиболее крупные представлены на слайде 25.

Слайд 25

Наиболее крупные построенные или модернизированные

производственные объекты агропромышленного комплекса в 2013 году

Производственный объект

Муниципальное образование

ОАО «Родина» - строительство нового животноводческого комплекса на 1200 коров стада беспривязного содержания.

Устьянский район

ООО «Агропромышленная компания» - ферма на 200 голов крупного рогатого скота

Няндомский район

КФХ «Шоноша» - проведена реконструкция телятника на 200 голов,

Вельский район

ОАО АФ «Вельская» - проведен капитальный ремонт телятника на 200 голов;

Вельский район

ОАО «Важское» - проведена реконструкция молочно-товарной фермы на 224 головы;

Вельский район

СПК «Долматовский» - ведется реконструкция телятника беспривязного содержания на 300 голов, ввод в 2014 году.

Вельский район

На реализацию государственной программы развития сельского хозяйства в Архангельской области на 2013 – 2016 годы для поддержки сельхозпроизводителей из федерального бюджета привлечено 670 миллионов рублей, из областного бюджета – 828 миллионов рублей. Хотя в целом по России объем поддержки сельского хозяйства сокращен.

Для компенсации части процентной ставки по инвестиционным кредитам в агропромышленном комплексе в 2013 году выплачено 81,24 миллиона рублей из областного бюджета и 306,83 миллиона рублей - из федерального бюджета.

Реализованы мероприятия по социальному развитию села.

Слайд 26

Строительство и приобретение жилья в сельской местности в 2013 году:

– выданы свидетельства на получение социальных выплат 129 сельским семьям и 83

молодым семьям (специалистам).

– введено (приобретено) жилья – 17,5 тыс. кв. м.

в том числе молодыми семьями (специалистам) – 6,4 тыс. кв. м.

Строительство социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в 2013 году:

– построено 22,6 км газораспределительных сетей в сельской местности Вельского и Приморского районов;

– построено 5 локальных водопроводов протяженностью 18,9 км в сельской местности Вельского и Красноборского районов;

– продолжено строительств школы на 132 учебных места в д. Согра Верхнетоемского района;

– профинансировано строительство 2 фельдшерско-акушерских пунктов в Виноградовском и Коношском районах.

2013 год в рыбопромышленном комплексе ознаменован обновлением промыслового флота. На «Звездочке» построен рыболовный траулер «Койда-2» для рыболовецкого колхоза «Освобождение» Мезенского района.

Увеличился вылов основных промысловых видов рыб - 143 тысячи тонн, или 103% к уровню 2012 года.

Производство товарной рыбопродукции составило 88,9 тысяч тонн, или 72,7% к уровню 2012 года. Снижение показателя связано с изменением ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с потребностями рынка: увеличилась доля филе, уменьшилась доля малообработанной рыбы.

В число ведущих отраслей экономики Архангельской области входит торговля. Оборот розничной торговли составил 175 млрд. рублей – рост по сравнению с 2012 годом - на 4,9%.

Объем оптовой торговли составил 103 млрд. рублей – снижение по сравнению с 2012 годом на 7,5%. Такая разнонаправленность показателей объясняется развитием прямых связей предприятий розничной торговли с производителями - товары направляются от производителей напрямую, минуя оптовые склады.

Особо хочу сказать об отраслях, которые находятся на стыке производственных и социальных задач. Это – строительство и ЖКХ, транспорт и малый бизнес.

Повысить качество жизни населения невозможно без создания комфортных жилищных условий. Приоритетным для нас остается жилищное строительство.

В 2013 года введено в эксплуатацию почти 292 тысяч кв. м жилья, что на 8,5% больше, чем в 2012 году. В том числе построено 125 тыс. кв.м жилья экономического класса.

Формируется рынок арендного жилья: введено в эксплуатацию свыше 2 тыс. кв.м служебного жилья. Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв.м общей площади жилых домов в 2013 году снизилась на 5,8% и составила 34,1 тысяч рублей

Очень важным для развития строительного комплекса региона является вопрос наличия региональной ресурсной базы. В промышленности строительных материалов наблюдался рост производства по нерудным строительным материалам, силикатному кирпичу и железобетонным конструкциям.

Слайд 27

№ п/п

Строительные материалы, выпущенные в 2013 в % к 2012 годугоду

в % к 2012 году

1.

Материалы строиельные нерудные

118,2

2.

Кирпич силикатный

145,0

3.

Конструкции и детали сборные железобетонные

101,2

4.

Цемент

99,1

В сентябре 2013 года в Архангельске открылся завод «Солид» по производству теплозвукоизоляционных материалов на основе базальтового волокна. Проектная мощность производства – до 7 тысяч куб.м в месяц, что составляет 60% потребности строительной отрасли области.

Обеспеченность граждан жильем является основным критерием социального благополучия региона. Мы продолжаем реализацию программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В нашей области признано аварийным около 475 тысяч кв.м жилья, а ветхим – свыше 2 млн. кв.м, или более 8% от всего жилищного фонда. Государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» одобрены заявки Архангельской области на сумму 1,8 миллиарда рублей в 2013 году. Из 116 аварийных домов переселено 998 человек.

Продолжилась работа по обеспечению жильем граждан льготных категорий.

Слайд 28

Обеспечение жильём отдельных категорий граждан в 2013 году

Ветераны Великой Отечественной войны:

улучшили жилищные условия

236

Инвалиды, ветераны боевых действий:

улучшили жилищные условия (семей)

19

Дети-сироты и граждане этой категории:

улучшили жилищные условия (семей)

292

Молодые семьи:

улучшили жилищные условия (семей)

220

Работники государственных и муниципальных учреждений:

улучшили жилищные условия (семей)

43

 

Традиционно большое внимание уделяется вопросам коммунального комплекса. Самой острой проблемой остается высокий износ инженерных сетей и оборудования, и для приведения их в нормативное состояние требуются немалые средства. Решается эта проблема при поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

2 июля 2013 года принят областной закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области». Установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт многоквартирных домов в размере 6 рублей 10 копеек за квадратный метр для домов всех типов. По расчетам министерства ТЭК и ЖКХ, в 30-летнюю программу капитального ремонта войдет около 19 тысяч многоквартирных домов. Жители не должны получать в квитанциях строку за оплату капитального ремонта до тех пор, пока их дом не войдет в областную программу капитального ремонта, в которой будут четко прописаны все сроки и виды работ.

Состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства и качество услуг в этой сфере остается основной темой обращений граждан в органы власти. В 2013 году государственной областной жилищной инспекцией проведено 2785 проверок. Выявлено 5255 нарушений правил технической эксплуатации жилищного фонда. Возбуждено 706 дел об административных правонарушениях.

Продолжает работу региональный центр общественного контроля «Народная инспекция Архангельской области», в которую за прошлый год поступило 769 обращений граждан, в том числе 122 обращения из муниципальных районов. По каждому обращению проведены разъяснения и консультации. В инспекции начал работу телефон «горячей линии».

Важно продолжать развитие общественных форм контроля за деятельностью управляющих компаний. Эту функцию могут взять на себя советы территориального общественного самоуправления. Но главным условием позитивных изменений в этой сфере должно стать участие жильцов в управлении своим жилищным фондом. Только действия всех сторон позволят нам развязать этот узел проблем.

Очевидные изменения произошли у нас в прошлом году в дорожно-транспортном комплексе. Самая острая транспортная тема - автомобильные дороги. За последние три года показатели ремонта и капитального ремонта дорог возрастают. 

Слайд 29

В 2013 году приведено в нормативное состояние 75,5 километра автомобильных дорог, из них: ремонт и капитальный ремонт – 65,9 километров, строительство – 9,6 километров.

Слайд 30

№ п/п

Строительство новых автомобильных дорог в Архангельской области в 2013 году

1

Завершено строительство дороги Архангельск (от пос. Брин-Наволок) – Каргополь – Вытегра (до с. Прокшино) на участке обход Плесецка. Обход обеспечивает возможность прохождения транспортных потоков минуя Плесецк;

2

Завершено строительство автомобильной дороги по улице Выучейского от проспекта Ломоносова до улицы Воскресенской.

3

Завершено строительство моста в Холмогорском районе через реку Тиньга, расположенного на 119 километре автотрассы Архангельск - Мезень. Второй мост на данной дороге - через реку Чуплега планируется сдать в сентябре 2014 года;

4

Ведется строительство транспортной развязки на 168 км дороги Архангельск (от пос. Брин-Наволок) – Каргополь – Вытегра (до с. Прокшино). Первый пусковой комплекс протяжённостью более километра сдан в ноябре 2013 года, второй пусковой комплекс длиной 2,7 км будет введён в эксплуатацию осенью 2014 года;

5

Начато строительство третьего пускового комплекса на участке «19 ветка Хайнозерской дороги» автомагистрали Архангельск – Онега.

Ввод третьего пускового комплекса протяженностью более 8 км в 2014 году;

Велось обновление и на водном транспорте:

– оборудованы новыми пассажирскими плавпричалами 8 остановочных пунктов по дельте реки Северная Двина.

– построены и переданы в муниципальную собственность Мезенского и Онежского районов два пассажирских катера.

– включены в Федеральную целевую программу работы по проектированию двух типов речных грузопассажирских паромов и одного морского судна для Архангельской области.

Знаменательным событием стало открытие 18 июня в Архангельске филиала администрации Северного морского пути. Архангельский морской порт - один из самых дорогих в по уровню портовых сборов в Российской Федерации. В тарифы Росморпорта включена работа ледоколов, протяжённая проводка судов по мелководной дельте Северной Двины, другие расходы. Высокие расценки в значительной мере тормозили развитие экономики нашего региона. В 2013 году был решен вопрос снижения с 1 января 2014 года тарифов для судов загранплавания на 20%, для судов каботажного плавания — на 10%, ледокольный сбор снижен на 20%. Снижение ставок портовых сборов произошло в России впервые.

У авиации на Севере особое значение. В ряде районов это единственный круглогодичный вид транспорта. В 2013 году сохранено транспортное обслуживание населения на территории области, сохранены все социально важные линии авиасообщения для труднодоступных и удаленных районов области.

Приоритетными направлениями модернизации экономики остаются энергосбережение и повышение энергоэффективности. Реализуются мероприятия по газификации, предусмотренные региональными программами Архангельской области. В 2013 году к природному газу подключено более 3,5 тысяч квартир.

Завершены работы по прокладке распределительных газопроводов в Котласе, Коряжме, в поселках Плесецк, Шипицыно, Рикасиха, Уемский общей протяжённостью более 40 км.

В рамках инвестиционной программы ОАО «Газпром» завершено строительство межпоселкового газопровода к «Севмашпредприятию» и «Звёздочке» протяжённостью 6,8 километра. Этот газопровод, кроме подключения оборонных предприятий, предоставит возможность подключения к природному газу жилого фонда г. Северодвинска.

Продолжается работа по замещению привозного топлива местными видами – перевод котельных на биотопливо. За последние три года реконструировано 43 котельных с переводом на биотопливо, построено 8 новых и закрыто 22 неэффективных котельных. Этим удалось достигнуть замещения 51 тысячи тонн каменного угля и 21 тысячи тонн мазута и дизельного топлива. Экономия эксплуатационных расходов составила 141 млн. рублей.

Топливный баланс изменился в сторону увеличения доли потребления местного биотоплива, которая по итогам 2013 года составила 37% за счёт сокращения потребления дорогостоящих и неэкологичных нефтепродуктов и каменного угля, доли которых составляют 6% и 28% соответственно.

Надо отметить, что в результате сдерживания оптовых цен на газ на севере Архангельской области до 2016 года станет возможной приостановка роста цен и на тепловую, и на электрическую энергию в основных промышленных районах. Социальный эффект от этих действий выражается в сдерживании роста тарифов, повышении качества теплоснабжения, росте показателей благоустройства, стимулировании местных лесозаготовителей и переработчиков.

Архангельская область щедро наделена природными дарами, которые нами широко используются. Речь идет о полезных ископаемых. Основные показатели по добыче общераспространенных полезных ископаемых даны в сравнении с предыдущими годами:

Слайд 31

Добыча общераспространенных полезных ископаемых в Архангельской области

2012 год

2012 год

в %

к 2011 году

2013 год

2013 год

в %

к 2012 году

1

Песчано-гравийные смеси (млн. куб. м.)

4,2

92,2

4,15

98,81

2

Бокситы

(тыс. тонн.)

971,7

117,8

844,3

86,89

3

Базальты

(тыс. куб. м.)

59,7

103,8

66,14

110,79

4

Гранито-гнейсы

(тыс. куб. м.)

523,8

114,8

459,32

87,69

5

Граниты

(тыс. куб. м.)

125,9

220,5

110,87

88,06

6

Гипсовый камень

(тыс. тонн)

819,4

124,8

804,6

98,19

7

Известняки для производства цемента

(тыс. тонн)

738,8

190,61

813,976

110,18

8

Известняки для целлюлозно-бумажной промышленности (тыс. тонн)

69,15

169,15

121,35

175,49

9

Глины для цементной

промышленности (тыс. тонн)

144,9

154,64

195,682

135,05

10

Алмазная руда

(тыс. тонн)

1100

107,00

1448

131,64

11

Алмазы

(тыс.карат)

558,6

110,79

635

113,68

 

Наиболее активными инвесторами в Архангельской области были предприятия, осуществляющие добычу алмазов – ОАО «Севералмаз» и ОАО «Архангельскгеолдобыча». Их суммарные инвестиции за год составили 18,67 миллиардов рублей. Налог на добычу полезных ископаемых, уплаченный в областной бюджет за 2013 год, вырос на 3,6% и составил почти 117 миллионов рублей.

На протяжении ряда лет в регионе реализуется комплекс мероприятий в сфере экологии. Заключено концессионное соглашение в отношении межмуниципальной системы переработки и утилизации твердых бытовых отходов. Эта система объединит крупный полигон твердых бытовых отходов, мусоросортировочный перерабатывающий комплекс, три сортировочные станции и будет работать для нужд Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и Приморского района. Объем инвестиций по этому проекту - более 800 миллионов рублей.

В 2013 году был проведён ряд водоохранных мероприятий.

Слайд 32

Основные водоохранные мероприятия, выполненные в 2013 году

Капитальный ремонт плотины на реке Лименда в Котласе

Углубление реки Северная Двина в районе Верхней Тоймы

Разработка проектно-сметной документации и начало выполнения расчистки русла реки Пинега (окончание работ в 2015 году)

В прошлом году Архангельская область заняла первое место, набрав пятьсот баллов из пятиста возможных, по результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в проекте «Развитие единой государственной системы экологического мониторинга». Стоимость проекта составляет 153 миллиона долларов. Финансирование будет осуществляться из федерального бюджета.

За прошедший год есть положительные сдвиги еще по одной актуальной теме: министерством имущественных отношений проведена государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области. Результаты кадастровой оценки утверждены и опубликованы в газете «Волна» и интернет-сайте Правительства Архангельской области.

Кроме того, проведена работа по формированию и предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков. В Архангельской области 3 729 многодетных семьи, которые изъявили желание получить в собственность земельные участки. На конец 2013 года им предоставлен в собственность 1081 участок, в том числе 723 – именно в 2013 году. В рамках реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие массового жилищного строительства в Архангельской области на 2010 – 2013 годы» сформированы для последующего предоставления 1176 земельных участков.

Приняты меры для повышения эффективности учета и контроля государственного имущества. Приняты решения о передаче 15 объектов недвижимого имущества, в том числе 2 земельных участка, из областной собственности в собственность муниципальных образований.

Уважаемые коллеги! Одна из главных задач Правительства области – повышение инвестиционной привлекательности региона.

По итогам прошедшего года мы вынуждены с сожалением констатировать, что объем инвестиций в основной капитал составил 77,9 млрд. рублей, что составляет 64,3% от соответствующего показателя предыдущего периода в сопоставимых ценах. Снижение объема инвестиций обусловлено в основном снижением инвестиций по магистральному газопроводу «Ухта-Торжок».

Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2013 году наглядно представлены. Причем в «Прочие» виды экономической деятельности, доля которых в структуре объема инвестиций составляет 47%, включены в том числе те виды деятельности, данные по которым органами статистики закрыты: рыболовство, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом. Закрытость части официальной статистической информации в соответствии с законодательством обусловлена в первую очередь необходимостью сохранения конфиденциальности первичных данных.

Слайд 33

В этой связи особенно важной является начатая в прошлом году работа по внедрению Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Напомню, Стандарт – это ряд лучших практик, апробированных в наиболее успешных регионах России. Их внедрение дало существенное повышение инвестиционной привлекательности территории. Нами в рамках внедрения положений Стандарта разработан проект Инвестиционной стратегии до 2020 года, сейчас он вынесен на публичное обсуждение.

В целях оказания государственной поддержки инвесторам в 2013 году субсидировались расходы производителей по продвижению продукции и на международную сертификацию товаров (работ, услуг), системы менеджмента качества. Удовлетворено 22 заявления на предоставление субсидий на сумму 7 миллионов 144 тысячи рублей. Это позволяет архангельским предприятиям выходить на международные торговые рынки.

Важным элементом в повышении инвестиционной привлекательности нашего региона является позиционирование наших интересов и возможностей в освоении Арктики. Для этого в Архангельске проведен первый международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра», в котором участвовали представители крупнейших российских и зарубежных компаний топливно-энергетического комплекса. Форум стал площадкой для обсуждения перспектив и вызовов при реализации Арктических проектов, их комплексного сервисного обслуживания. Состоявшийся диалог был признан успешным. Практика Форума будет продолжена.

В 2013 году подписано Соглашение между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Архангельской области о взаимодействии во внешнеэкономической сфере. Это позволит создать условия для координации работы по поддержке инвестиционных и внешнеэкономических проектов области, компаний, зарегистрированных на территории Архангельской области с использованием всего инструментария Минэкономразвития России и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

Особая роль в обеспечении выхода региона на инновационную траекторию отводится малому и среднему бизнесу. Большая часть малого и среднего бизнеса региона сосредоточена в торговле и оказании услуг. Сегодня важно развивать производственные направления, фермерские хозяйства и инновационные предприятия, поэтому при предоставлении государственной поддержки приоритет получают именно эти предприниматели.

Мы продолжили оказание финансовой поддержки предпринимателям. Так, по результатам конкурса по предоставлению субсидий по процентным ставкам по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга в 2 раза выросла доля конкурсантов, осуществляющих грузоперевозки, увеличилась доля победителей, осуществляющих переработку молока и производство сыра, мяса и пищевых субпродуктов, переработку и консервирование рыбо- и морепродуктов. На каждый рубль бюджетных средств победители 2013 года вкладывают 71,67 руб. собственных средств.

Возросло в 1,2 раза число участников конкурса по субсидированию уплаты первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, увеличился средний размер выплаченной субсидии - 1,1 млн. рублей (в 2012 году – 927,5 тыс. рублей). Победителями конкурса 2013 года планируется создать 445 новых рабочих мест. На каждый рубль субсидии победители конкурса вкладывают 6,77 рубля собственных средств (в 2012 году - 3,75 рубля).

Следует отметить, что в целом по сравнению с 2012 годом возросла активность участия муниципальных образований области в конкурсе на право получения субсидий из областного бюджета на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. По итогам конкурса среди муниципальных образований финансовую поддержку получили 19 муниципальных образований.

Для поддержки муниципальных целевых программ из областного бюджета софинансируются мероприятия, отраженные в соответствующих муниципальных программах: так, на 1 рубль, предусмотренный местным бюджетом, из областного бюджета выделяется до 9 рублей.

Впервые в 2013 году на конкурсной основе предоставлялись субсидии на реализацию инновационных бизнес-проектов. На участие в конкурсе было подано 7 заявок. Победителями были признаны 4 проекта, в том числе в сфере фармацевтики, информационных технологий и сельского хозяйства.

Слайд 34

Поддержка малого и среднего предпринимательства (млн. руб.)

2012 год

2013 год

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в виде:

1) субсидирования начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса

2) субсидирования первого взноса при заключении договора лизинга оборудования

3) субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам и части лизинговых платежей по договорам лизинга

4) субсидии на поддержку инновационных бизнес-проектов

96

96

36

-

68

101

23

4

Количество муниципальных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших софинансирование из областного бюджета

23

19

Общая сумма затрат на софинансирование мероприятий муниципальных и межмуниципальных программ (млн. руб.)

45,0

33,7

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе

11

18

Количество выданных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства

167

203

Общая сумма выданных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства (млн. руб.)

76,59

111,30

Общая сумма грантов, выданных начинающим предпринимателям (млн. руб.)

47,02

48,75

Общая сумма субсидий, выданных для уплаты % по кредитам (млн. руб.)

6,44

5,00

Субсидирование затрат на уплату первого лизингового платежа при заключении договора лизинга оборудования (млн. руб.)

89,04

111,20

Субсидии на поддержку инновационных бизнес-проектов (млн. руб.)

-

2,00

Развитие малого предпринимательства

в Архангельской области в 2012 - 2013 годах (без учета микропредприятий)

Показатель

январь-сентябрь

2012 года

январь-сентябрь

2013 года

2013 год

в % к 2012 году

Количество малых предприятий (ед.)

1863

1795

96,3

Оборот малых предприятий (млрд. руб.)

58,43

70,07

119,9

Количество индивидуальных предпринимателей (чел.)

35104

30270

86,2

Среднесписочная численность работников (чел.)

57798

54798

94,8

В связи с повышением с 1 января 2013 года суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей, их количество уменьшилось более чем на 10%. Вместе с тем это не оказало влияние на оборот малых предприятий, который вырос на 19%.

Слайд 35

В 2013 году всеми органами исполнительной власти проведена работа по оптимизации и рационализациибюджетных расходов.

Основные показатели видны на слайде 36:

Слайд 36

Динамика доходов и расходов

консолидированного бюджета Архангельской области (млн. рублей)

 

2012 г.

2013 г.

Сравнение

2013 г. с 2012 г., %

Доходы

65 786,8

73 370,9

+11,5%

в том числе:

   

налоговые и неналоговые доходы

52 646,1

54 797,1

+4,1%

безвозмездные поступления

13 140,6

18 573,8

+41,3%

из них: из федерального бюджета

12 551,3

17 489,7

+39,3%

Расходы

70 905,9

79 129,5

+11,6%

из них:

   

расходы на отрасли социальной сферы

47 182,6

52 212,6

+10,7%

Дефицит

- 5 119,1

-5 758,6

+12,5%

Исполнение бюджета в 2013 году происходило в сложных условиях. Несмотря на отставание от плановых показателей на 1%, темпы роста бюджета Архангельской области по налоговым и неналоговым доходам за два года в 2,5 раза превысили аналогичные показатели по субъектам Российской Федерации: за 2013 год соответственно 104 и 103%, а за 2012 - 2013 годы 132 и 113 %. Это достигнуто благодаря отмене неэффективных региональных налоговых льгот и работе по сокращению задолженности в бюджет. Было отменено 90% льгот, что позволило в 2013 году увеличить доходы на 980 млн. рублей.

В консолидированный бюджет 2013 года поступили доходы в сумме 73,4 миллиарда рублей – рост на 11,5 % по отношению к 2012 году. Из них налоговые и неналоговые доходы составили 54,8 млрд. рублей, рост - на 4,1 %. Основными источниками собственных доходов являются налог на доходы физических лиц (22,5 млрд. рублей) и налог на прибыль организаций (15,2 млрд. рублей).

Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета увеличился на 39,3% и составил почти 17,5 млрд. рублей. Из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства поступило около 1 млрд. рублей, что в 2 раза больше, чем в 2012 году.

Расходы консолидированного бюджета Архангельской области по сравнению с предыдущим годом выросли на 8,2 млрд. рублей.

В 2013 году государственный долг Архангельской области составил 28,6 млрд. рублей, что ниже утверждённого областным законом о бюджете верхнего предела на 0,5 млрд. рублей. Расходы на обслуживание долговых обязательств составили 1,3 млрд. рублей.

Осуществлен переход на программный формат областного бюджета. Доля расходов областного бюджета, сформированных программно-целевым методом, с каждым годом возрастает.

Слайд 37

Доля расходов областного бюджета,

сформированных программно-целевым методом

Год

Доля расходов, сформированных программно-целевым методом (%)

2010

6,8

2011

20,8

2012

36,6

2013

79,0

В 2013 году Архангельская область вошла в число восьми субъектов Российской Федерации, которые были признаны Минфином России победителями в конкурсе проектов региональных программ по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования. Эта программа рассчитана на 6 лет (2014 – 2019 годы). Сейчас проводится заключительная работа перед ее утверждением.

Уважаемые коллеги! Для решения социальных задач нужна надежная экономическая база. Когда в 2012 году вновь созданное Правительство Архангельской области приступило к работе, регион находился в нижней точке амплитуды падения. К началу 2013 года мы рассчитали траекторию движения вверх и точки роста. Были сконцентрированы силы в самых проблемных местах. И 2013 год стал для региона годом прорыва по многим показателям.

Вся практическая деятельность Правительства Архангельской области в прошедшем году была ориентирована на реализацию в региональном формате определенных Президентом страны основных приоритетов. Итоги своей работы мы рассматриваем с позиции решения именно этих стратегических задач. И надо сказать, что вопреки некоторым заявлениям, наш регион держит уверенные позиции на фоне других субъектов Северо-Западного федерального округа. Это следует из данных, озвученных Минфином России и Росстатом, которые отражены на слайдах 38,39,40.

Слайд 38,39,40

Величие страны, региона, города определяется не размером территории и не численностью жителей. Величие определяется способностью власти и народа брать на себя бремя серьезных задач и творчески их решать. Поэтому если мы хотим жить благополучно и видеть своих детей счастливыми на родине, то должны сами верить в себя и свои дела, должны любить свой край и не жалеть сил для его преобразования. Истинный успех доступен только тем, кто берется за дело с ответственностью и с любовью.

Благодарю за внимание.

ТЕМЫ