Диалог с Губернатором: от слов к делу. Рабочая сессия молодежи
Игорь Орлов: «Власть и бизнес: опыт взаимной поддержки»

28.05.2014

«Парламентская газета», № 18с, май 2014 года

«Укрепление доверия в эпоху преобразований» — девиз Петербургского международного экономического форума в 2014 году. И не случайно: доверие — один из главных «настроечных» ключей в бизнесе. В особенности это относится к государственно-частному партнерству (ГЧП). В Архангельской области оно используется сейчас весьма широко. Об опыте ГЧП в регионе и о возникающих пр этом проблемах мы беседуем с губернатором Архангельской области Игорем Орловым.

— Игорь Анатольевич, на ваш взгляд, насколько важно взаимное доверие применительно к государственно-частному партнерству?

— Доверие — скрепляющая нить государства и бизнеса. Власть создает условия для того, чтобы снизить риски для частных инвестиций. В свою очередь, непременное условие для бизнеса — следовать принятым правилам игры: доверие может быть только взаимным.

Помните слова поэта Томаса Элиота? «Тот, кто доверяет нам, воспитывает нас». В государственно-частном партнерстве власть и бизнес воспитывают друг друга, оттачивая опыт взаимной поддержки.

— ГЧП — это временный договор или нечто более перспективное?

— Это глубокая связка. Мы приглашаем бизнес в сферу деятельности Правительства, помогая ему, поддерживая, как деловое сообщество. А взамен получаем грандиозный ресурс для подъема социальной сферы.

Самый яркий пример — в Архангельской области в 2015 году семь детских садов в Архангельской области будут строиться в рамках концессионных соглашений: в одиночку бюджет региона с такой нагрузкой бы не справился бы. Частный бизнес помогает нам переселять людей из ветхих и аварийных домов: строит жилье, а мы его выкупаем.

— Принцип ГЧП: «Сегодня стулья — завтра деньги». В чем, кроме прямой материальной выгоды, заинтересован тот, кто делает «стулья» в кредит?

— Инвестируя в наши социальные проекты, частный сектор получает возможности для развития и одновременно создает условия для своей работы в регионе. Согласитесь, высококлассный специалист не останется там, где не хватает детсадовских мест или не строится доступное жилье. Социальный комфорт для ведения бизнеса — это требование времени.

— Игорь Анатольевич, расскажите о первых шагах ГЧП в Архангельской области.

— Мы еще только начали создавать базовые принципы государственно-частного партнерства. Но первый опыт уже есть: как в мини-проектах по строительству спортивных площадок, так и в мега-проектах по строительству дорог.

Конечно же, нам хочется, чтобы бизнес пришел в инфраструктурные проекты. У нас уже есть немало примеров того, как ГЧП становится взаимно привлекательным для обеих сторон. К примеру, на левобережной части Архангельска начинаем большой проект с Газпромом, связанный с передачей компании всех наших котельных, отапливающих жилье. За счет инвестиционной составляющей тарифа строятся также котельные в Холмогорском районе, проектируется модернизация ТЭЦ в Северодвинске.

Мы очень рассчитываем на то, что частный бизнес придет к нам прокладывать дороги: это по-прежнему одна из самых больных тем в инфраструктуре Поморья. На первом месте — строительство дороги до Котласа. Получим хороший опыт — можно будет говорить о дорогах в Онегу и в Мезень.

— А что мешает инвесторам уже сегодня стать участниками ГЧП в общественной инфраструктуре?

— На сегодняшний день не отрегулировано законодательное обеспечение государственно-частного партнерства, поэтому для его участников по-прежнему остается много рисков. К примеру, один из них, к примеру, касается тарифов. Установка долгосрочных тарифов смогла бы изменить ситуацию, привлечь новых инвесторов.

Кроме того, необходимы нормативные акты, регулирующие соблюдение соглашений ГЧП, формы и порядок участия бюджетов. Четкая законодательная база — это цемент для крупных инфраструктурных проектов, объединяющих федеральную, региональную и муниципальную власть, нескольких бизнес-игроков. Ведь, если в это сложной цепочке выпадает хотя бы одно звено, разваливается весь проект.

— Отдельная тема — сроки проектов ГЧП...

— Государственно-частное партнерство должно быть долгосрочным. Мы уже прошли период становления экономики, когда всем хотелось, чтобы деньги работали максимально быстро.

Однако период окупаемости дороги, которая строится с использованием крупных капитальных вложений, — от 10 до 15 лет. Привлечь инвестора в такой проект — самая сложная задача.

Вместе с тем, очевидно, что без участия частных структур государство сегодня не справится с развитием инфраструктуры, и в первую очередь — транспортной. Потому что бизнес в государственно-частном партнерстве — это не только материальные ресурсы, но и новые технологии, мобильность, гарантия эффективности вложенных средств. Задача государства — не заменять бизнес, а создавать максимально безопасный и комфортный климат для совместных проектов.

ТЕМЫ