Диалог с Губернатором: от слов к делу. Рабочая сессия молодежи
Игорь Орлов рассказал, как прошли выборы в Архангельской области

17.09.2014

Интервью на канале «porno Россия 24», 16.09.2014

Как прошли муниципальные выборы в Архангельской области? Насколько поменяется состав муниципалитетов? Были ли зафиксированы на выборах нарушения? На вопросы "России porno 24" ответил губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

— Начнём с единого дня голосования, который только что прошёл по всей России porno и, в частности, в Архангельской области проходили выборы в муниципалитеты. Как Вы оцениваете предварительные результаты этих выборов? И основной вопрос, который сейчас всех волнует — насколько сильно поменялась структура и лица муниципалитета?

— Для нас эта выборная кампания, этот день голосования был достаточно простым. Из самых значительных выборов это были главы двух муниципальных районов и одного из районных центров. На этом этапе предельно важно было обеспечить легитимность этого процесса, чтобы потом не было неприятных вопросов ко всем участникам. И второе — чтобы к важным постам пришли люди-профессионалы.

В целом в Архангельской области был огромный ряд выборов депутатов — порядка двухсот человек разного уровня, это создало небольшой политический фон. Но выборы прошли спокойно. По предварительным данным есть шероховатости, мы их оцениваем как незначительные. Как всегда это бывает на выборах — есть обиженные, есть замечания, но я думаю, что в ближайшие дни мы с этим разберёмся и очень важно, что всё это прошло и прошло достойно, в целом, с неплохой явкой. Самое главное — мы выбрали на руководящие должности людей, способных выполнять эту работу.

— Если про шероховатости — как-то мониторили эту ситуацию с нарушениями?

— Да, я как раз об этом и говорил — именно про нарушения. Есть сигналы, что где-то были попытки подстроить мнения людей. Но это требует анализа, предметного рассмотрения — в ближайшее время мы всё выясним. Критики тоже, к сожалению, иногда из-за неудовлетворяющих их результатов могут создавать просто фон. Надо разобраться, и я уверен, что это очень незначительные случаи.

— 23 сентября предстоит принять ещё одно важное решение, связанное с системой управления Архангельской области. Планируется внести изменения в закон о муниципальном самоуправлении в рамках изменения 136-го Федерального закона, который якобы предполагает передачу большей части полномочий от поселений к районам без перехода или достаточно времени на подготовку. Как Вы считаете, не будет ли во власти сбоев в работе в связи с внесением таких поправок в закон?

— Это действительно интересный момент. Мы по сути дела по старому принципу проводили всю выборную кампанию вчера в последний раз (я имею виду на муниципальном уровне). 136-й закон, который внёс изменения в 131-й Федеральный закон, дал нам новые правила и возможности подхода к этому процессу. И мы должны принять областной закон, определяющий как это будет происходить в Архангельской области.

Самое главное, я считаю, в этом законе не то, как будет организован процесс выборов. Первое — это передача полномочий, и это самое важное в этом законе. Законодатель — Госдума, президент подписал этот закон. Приняли решение, что нужно всё-таки урегулировать систему полномочий на разных уровнях муниципальной власти. И на уровне сельских поселений, муниципальных районов, городских округов этот объём полномочий предельно снижен. Цель заключается в том, чтобы снизив круг задач, обеспечить их всеми необходимыми ресурсами — и финансовыми, и кадровыми, и организационными. Чтобы те, кто ближе всего к народу, кто слушает его проблемы, взаимодействует с их интересами, могли предельно возможно решать эти вопросы. Соответственно, и отношение к власти должно, наверное, улучшиться — по крайней мере, я на это рассчитываю.

Вторая часть — это то, что полномочия наиболее сложные, требующие участия профессионалов, людей, которые способны решать сложные задачи в системе ЖКХ, дорожного и жилищного строительства — все эти вопросы переходят на более высокий уровень: в районы, в городские округа. Соответственно, это позволит сконцентрировать там интеллектуальные, финансовые и административные ресурсы. И, конечно же, это главная суть закона. Власть должна так перестроить свою систему взаимоотношений, чтобы к этой работе можно было максимально эффективно привлечь профессионалов. Но, меняя таким образом систему полномочий, необходимо и поменять систему правления, сделать её тоже более эффективной.

Закон дал возможность выбрать региону разные варианты. В Архангельской области в результате очень большой, открытой работы, встречаясь с разными людьми и общественными организациями, молодёжью, профсоюзами — сформулирован тот закон, который будет работать у нас.

Также немаловажна третья составляющая — никто никуда никого не торопит. Действующая система будет работать до завершения полномочий людей, избранных по 131-му Федеральному закону. По мере завершения полномочий, сроков деятельности этих органов власти, будут внедряться положения нового Федерального и, соответственно, областного закона. То есть никаких революций, больших кампаний под названием «Новые выборы» везде и всюду ни в коем случае не будет. Именно это позволит прийти к внедрению положений 136-го закона в очень спокойном и конструктивном варианте.

— Я так понимаю, что эти поправки могут привести к возможной отмене прямых выборов мэра. На ваш взгляд — как это скажется на повышении качества управления? И не может ли это сказаться на праве граждан на прямые выборы городского управляющего?

— Мне кажется, что это некая подмена понятий. Сегодня руководителю муниципального образования предложено пройти доказательство своей состоятельности как политического и общественного лидера через два фильтра: сначала стать депутатом, а потом доказать, что первый среди равных. Как ни крути — руководитель представительного органа всё равно является выразителем мнения большинства этого представительного органа. Мне кажется, что это весьма демократичный и принципиальный вариант — сначала докажи, что ты профессионал как депутат, а потом докажи, что ты можешь от имени депутатов говорить.

Но остаётся вопрос: «А кто же будет вести хозяйство?» Прямые выборы предполагали, что политик должен взвалить на себя обязательства, умения и знания по всему спектру хозяйственных вопросов, которые доверены ему как хозяйственному руководителю. Это сложно. Безусловно, бывают и положительные практики, но хотелось бы максимально исключить отрицательные. И поэтому введён новый статус — глава администрации. Он новый в подходе к его формированию, но в 131-м законе он также был. Предложено, чтобы хозяйственными и административными функциями занялся профессионал, который всё равно будет назначаться муниципальным собранием.

— То есть получается, что сити-менеджер занимается хозяйственной деятельностью, а глава муниципалитета — политической?

— Да, главу администрации отберёт комиссия. Я специально ухожу от иностранных слов: как «мэр», так и «сити-менеджер» — труднообъяснимые понятия. «Глава администрации» и «руководитель муниципального образования» — мне кажется, это предельно по-русски отражает, кто и чем должен заниматься. Глава администрации выполняет административно-хозяйственные функции, создавая команду профессионалов, которая не ориентируется на политические трудности и шероховатости. Второй выполняет общественно-политические функции и является руководителем муниципального образования. Всё очень логично, предельно демократично, многократно опробовано в других странах, муниципалитетах других государств и имеет свои положительные стороны.

Сегодня очень важно, что 136-й закон позволяет вносить коррективы и изменения областным законом. То есть если в одном из муниципалитетов что-то работает не так, мы можем внести соответствующие изменения. Закон очень подвижный, позволяет нам реагировать на какие-то вызовы в процессе его реализации.

— Закон также предлагает выбирать глав сельских поселений. Может быть имеет смысл и их назначать?

— Вы знаете, опять нам пытаются сказать, что везде должно быть одно клише. У поселений остаётся 13 полномочий. Там нет тех вопросов, которые требуют особого, специфического набора знаний. И ,соответственно, человек, прошедший такую общественную школу, доказавший, что он общественный лидер, их вполне может выполнять. Требования к уровню профессионализма там с точки зрения администрации и хозяйствования уже не такие высокие. Поэтому на поселенческом уровне надо правильно взаимодействовать с людьми, слышать их чаяния, взаимодействовать с ними в общественных институтах и, соответственно, транслировать те хозяйственные проблемы и задачи, которые стоят в поселении, на более высокий, районный, уровень. 13 полномочий, которые остаются на поселенческом уровне, вполне позволяют через прямые выборы подобрать человека, который будет авторитетом, будет пользоваться общественным уважением — всё вполне разумно.

ТЕМЫ